30 апреля 2019, 12:28
Статья
Год театра в России

Семь необычных постановок со всего мира

Сцена из спектакля "Жизель". Английский национальный балет
Сцена из спектакля "Жизель"

Российские театры готовятся к закрытию сезона и летним гастролям, но это не значит, что в столице и окрестностях будет нечего смотреть — начались показы Чеховского фестиваля в Москве, в рамках которого привезут десятки спектаклей со всего мира. Рассказываем о самых ярких постановках весны и лета.

Все спектакли идут на языке оригинала с русскими субтитрами

"Пионовая беседка"

Шанхайский центр оперы куньцюй п/р Чжан Цзюня

14 и 15 мая

Куньцюй — традиционный вид китайской оперы, в нем гармонично сочетаются поэзия, музыка и драма. Одной из особенностей таких опер является мягкий вокал и утонченные мелодии. Это один из старейших музыкальных жанров в Китае, который до сих пор не утратил популярности. "Пионовая беседка" — одна из самых любимых партитур у ценителей искусства.

Сюжет рассказывает о любви 16-летней дочери высокопоставленного чиновника Ду Линян и молодого студента Лю Мэнмэя, которого она увидела во сне в саду. Сон завладел ее мыслями, девушка стала чахнуть от любви. Спустя три года Мэнмэй приезжает в столицу сдавать экзамен. Ду Линян приходит к нему во сне и просит раскопать ее могилу. Эта история любви разыгрывается в антураже "Аптекарского огорода" в Ботаническом саду МГУ; цветущий сад — лучшее место для этой красивой тонкой драмы.

"Буря"

Театр "Талия", Гамбург

20–21, 23–24 мая

Йетте Штекель, режиссер этого спектакля, обладательница престижной театральной премии Германии "Фауст" за спектакль "Ромео и Джульетта". За ее плечами — три десятка постановок самых разных направлений. Шекспировскую "Бурю", которой она дает подзаголовок "Колыбельная для страждущих", Штекель переосмысляет, помещая своих актеров в особое пространство: они на разных уровнях, в маленьких разноцветных ячейках разыгрывают ситуации из пьесы — то на фоне видеопроекций, то особого белого угрожающего света. Иногда им приходится висеть в воздухе, ходить по стенам, перемещаться между разными уровнями прямо по воздуху. Под джазовую музыку история становится тревожной, страшной и жесткой.

"Донка"

Компания "Финци Паска", Лугано, и Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова при участии театра "Види-Лозанн"

26–31 мая

Чехов был большим любителем порыбачить, а донка — это специальная удочка с колокольчиком. Поэтому создатели постановки, посвященной Антону Павловичу, взяли для нее такое название. На сцене играют артисты из разных стран и разных сфер: актеры, клоуны, музыканты, танцоры, акробаты и многие другие. Композитором стала Мария Бонзаниго, а режиссером — Даниэль Финци Паска. Этот творческий дуэт московская публика помнит по спектаклю "Туман", который привозили на фестиваль в 2009 году.

Этот спектакль — калейдоскоп образов и ситуаций из пьес Чехова. На сцене друг друга сменяют персонажи из разных пьес: врачи, студенты, мечтатели, романтики, юные влюбленные девушки и даже сам автор. Все это — под звуки аккордеона, который играет вальсы, старинные романсы, пение птиц, шум ветра.

"Я здесЪ"

Ереванский государственный театр кукол им. Ов. Туманяна

27–28 июня

В основе этого спектакля — пьеса Танкреда Дорста "Я, Фейербах". Это полуторачасовая история об актере, который, придя на кастинг в театр, разговорился с ассистентом режиссера. Их диалог — о хрупкости и ранимости души, сложности творческих профессий, обратной стороне славы. Зрители сидят с обратной стороны сцены, за кулисами (которые откроются в финале постановки, обнажив зачехленные кресла в зале). Так режиссер Татев Мелконян показывает людям интимную, ранее недоступную для зрителей грань театра.

"Визиты к мистеру Грину"

"Мамберти Продакшн", Сан-Паулу

1–3 июля

После смерти жены 86-летний мистер Грин разочарован и в жизни, и в любви. Он живет одиноко, в ожидании смерти, пока его уединение не прекращается из-за аварии: молодой парень Росс Гардинер чуть не сбивает его на дороге, из-за чего суд обязывает его навещать "жертву ДТП" раз в неделю и помогать по хозяйству. Сначала эти визиты докучают пожилому человеку, но потом между ними возникает душевная и сердечная привязанность, благодаря которой со временем обнажатся самые страшные тайны.

Эта пьеса Джеффа Барона стала своего рода бестселлером — ее перевели на 22 языка и ставят в 300 театрах 45 стран. Зрителей и режиссеров привлекает особая таинственность сюжета, которая держит в напряжении на протяжении всей постановки.

"Тайгер Лиллиз" играют "Гамлета"

Театр "Републик", Копенгаген

3–7 июля

Трагедию Шекспира датский режиссер Мартин Тулиниус переосмысливает и ставит как полный черного юмора кабаре, с элементами циркового искусства. На сцене — гигантские куклы, видеоинсталляции, акробаты, музыкальное трио "Тайгер Лиллиз", чей фронтмен Мартин Жак играет роль актера бродячей труппы. Они рассказывают сказку о предательстве, мести и убийстве, пытаясь развеселить датского принца. Тот же, понимая, что трагический финал предрешен, решает провести свою жизнь на полную катушку.

"Жизель"

Английский национальный балет, Лондон

11–14 июля

Историю несчастной любви девушки Жизель к графу Альберту в Туманном Альбионе поставил известный хореограф Аркам Хан. Молодая и прекрасная героиня оказалась столь наивна, что погибает от горя, когда узнает об обмане возлюбленного. Но все равно даже с того света она приходит к нему на помощь, чтобы спасти от смерти.

"Жизель", как и "Коппелию" или "Лебединое озеро", можно назвать балетной классикой, которая есть в афишах практически все театров. Хан переосмысляет и дает новое прочтение не только с точки зрения хореографии и оформления сцены — перерабатывается даже музыка Адольфа Адана и на ее основе создается новое электронное обрамление танца.

Кадрия Садыкова