Все новости
Год театра в России

Гастроли зарубежных театров в Москве: что посмотреть с мая по июль

Сцена из спектакля "Жизель"
© Английский национальный балет
Семь необычных постановок со всего мира

Российские театры готовятся к закрытию сезона и летним гастролям, но это не значит, что в столице и окрестностях будет нечего смотреть — начались показы Чеховского фестиваля в Москве, в рамках которого привезут десятки спектаклей со всего мира. Рассказываем о самых ярких постановках весны и лета.

Все спектакли идут на языке оригинала с русскими субтитрами

"Пионовая беседка"

Шанхайский центр оперы куньцюй п/р Чжан Цзюня

14 и 15 мая

Сцена из спектакля "Пионовая беседка" Пресс-служба Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова
Описание
Сцена из спектакля "Пионовая беседка"
© Пресс-служба Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

Куньцюй — традиционный вид китайской оперы, в нем гармонично сочетаются поэзия, музыка и драма. Одной из особенностей таких опер является мягкий вокал и утонченные мелодии. Это один из старейших музыкальных жанров в Китае, который до сих пор не утратил популярности. "Пионовая беседка" — одна из самых любимых партитур у ценителей искусства.

Сюжет рассказывает о любви 16-летней дочери высокопоставленного чиновника Ду Линян и молодого студента Лю Мэнмэя, которого она увидела во сне в саду. Сон завладел ее мыслями, девушка стала чахнуть от любви. Спустя три года Мэнмэй приезжает в столицу сдавать экзамен. Ду Линян приходит к нему во сне и просит раскопать ее могилу. Эта история любви разыгрывается в антураже "Аптекарского огорода" в Ботаническом саду МГУ; цветущий сад — лучшее место для этой красивой тонкой драмы.

"Буря"

Театр "Талия", Гамбург

20–21, 23–24 мая

Йетте Штекель, режиссер этого спектакля, обладательница престижной театральной премии Германии "Фауст" за спектакль "Ромео и Джульетта". За ее плечами — три десятка постановок самых разных направлений. Шекспировскую "Бурю", которой она дает подзаголовок "Колыбельная для страждущих", Штекель переосмысляет, помещая своих актеров в особое пространство: они на разных уровнях, в маленьких разноцветных ячейках разыгрывают ситуации из пьесы — то на фоне видеопроекций, то особого белого угрожающего света. Иногда им приходится висеть в воздухе, ходить по стенам, перемещаться между разными уровнями прямо по воздуху. Под джазовую музыку история становится тревожной, страшной и жесткой.

"Донка"

Компания "Финци Паска", Лугано, и Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова при участии театра "Види-Лозанн"

26–31 мая

Сцена из спектакля "Донка" Viviana Cangialosi/Compagni Finzi Pasca
Описание
Сцена из спектакля "Донка"
© Viviana Cangialosi/Compagni Finzi Pasca

Чехов был большим любителем порыбачить, а донка — это специальная удочка с колокольчиком. Поэтому создатели постановки, посвященной Антону Павловичу, взяли для нее такое название. На сцене играют артисты из разных стран и разных сфер: актеры, клоуны, музыканты, танцоры, акробаты и многие другие. Композитором стала Мария Бонзаниго, а режиссером — Даниэль Финци Паска. Этот творческий дуэт московская публика помнит по спектаклю "Туман", который привозили на фестиваль в 2009 году.

Этот спектакль — калейдоскоп образов и ситуаций из пьес Чехова. На сцене друг друга сменяют персонажи из разных пьес: врачи, студенты, мечтатели, романтики, юные влюбленные девушки и даже сам автор. Все это — под звуки аккордеона, который играет вальсы, старинные романсы, пение птиц, шум ветра.

"Я здесЪ"

Ереванский государственный театр кукол им. Ов. Туманяна

27–28 июня

В основе этого спектакля — пьеса Танкреда Дорста "Я, Фейербах". Это полуторачасовая история об актере, который, придя на кастинг в театр, разговорился с ассистентом режиссера. Их диалог — о хрупкости и ранимости души, сложности творческих профессий, обратной стороне славы. Зрители сидят с обратной стороны сцены, за кулисами (которые откроются в финале постановки, обнажив зачехленные кресла в зале). Так режиссер Татев Мелконян показывает людям интимную, ранее недоступную для зрителей грань театра.

"Визиты к мистеру Грину"

"Мамберти Продакшн", Сан-Паулу

1–3 июля

Сцена из спектакля "Визиты к мистеру Грину" Alexandre Catan, Marcelo Cordero
Описание
Сцена из спектакля "Визиты к мистеру Грину"
© Alexandre Catan, Marcelo Cordero

После смерти жены 86-летний мистер Грин разочарован и в жизни, и в любви. Он живет одиноко, в ожидании смерти, пока его уединение не прекращается из-за аварии: молодой парень Росс Гардинер чуть не сбивает его на дороге, из-за чего суд обязывает его навещать "жертву ДТП" раз в неделю и помогать по хозяйству. Сначала эти визиты докучают пожилому человеку, но потом между ними возникает душевная и сердечная привязанность, благодаря которой со временем обнажатся самые страшные тайны.

Эта пьеса Джеффа Барона стала своего рода бестселлером — ее перевели на 22 языка и ставят в 300 театрах 45 стран. Зрителей и режиссеров привлекает особая таинственность сюжета, которая держит в напряжении на протяжении всей постановки.

"Тайгер Лиллиз" играют "Гамлета"

Театр "Републик", Копенгаген

3–7 июля

Сцена из спектакля "Тайгер Лиллиз" играют Гамлета" The Tiger Lillies
Описание
Сцена из спектакля "Тайгер Лиллиз" играют Гамлета"
© The Tiger Lillies

Трагедию Шекспира датский режиссер Мартин Тулиниус переосмысливает и ставит как полный черного юмора кабаре, с элементами циркового искусства. На сцене — гигантские куклы, видеоинсталляции, акробаты, музыкальное трио "Тайгер Лиллиз", чей фронтмен Мартин Жак играет роль актера бродячей труппы. Они рассказывают сказку о предательстве, мести и убийстве, пытаясь развеселить датского принца. Тот же, понимая, что трагический финал предрешен, решает провести свою жизнь на полную катушку.

"Жизель"

Английский национальный балет, Лондон

11–14 июля

Сцена из спектакля "Жизель" Английский национальный балет
Описание
Сцена из спектакля "Жизель"
© Английский национальный балет

Историю несчастной любви девушки Жизель к графу Альберту в Туманном Альбионе поставил известный хореограф Аркам Хан. Молодая и прекрасная героиня оказалась столь наивна, что погибает от горя, когда узнает об обмане возлюбленного. Но все равно даже с того света она приходит к нему на помощь, чтобы спасти от смерти.

"Жизель", как и "Коппелию" или "Лебединое озеро", можно назвать балетной классикой, которая есть в афишах практически все театров. Хан переосмысляет и дает новое прочтение не только с точки зрения хореографии и оформления сцены — перерабатывается даже музыка Адольфа Адана и на ее основе создается новое электронное обрамление танца.

Кадрия Садыкова