Все новости

В Москве впервые показали картину "Натюрморт с сиренью" Петрова-Водкина

Полотно выставлено в столичном офисе аукционного дома Christie's
"Натюрморт с сиренью" Кузьмы Петрова-Водкина  Михаил Джапаридзе/ТАСС
Описание
"Натюрморт с сиренью" Кузьмы Петрова-Водкина
© Михаил Джапаридзе/ТАСС

МОСКВА, 15 мая. /ТАСС/. Полотно "Натюрморт с сиренью" кисти художника Кузьмы Петрова-Водкина, которое будет выставлено на торги произведениями русского искусства аукционного дома Christie's 3 июня в Лондоне, представили в московском офисе Christie's. Выставка для посетителей будет открыта с 16 по 17 мая.

"Это уникальная находка, мы чрезвычайно рады показать ее в Москве, это первый раз, когда этот натюрморт показывается в России. Написанный на взлете карьеры художника в 1928 году, натюрморт воплощает в себе все теоретические искания Петрова-Водкина в области живописи", - сказала журналистам соруководитель аукциона русского искусства Christie’s Александра Бабенко.

По ее словам, художник хотел отступить от линейной итальянской перспективы и предложил неожиданный ракурс сверху. "Мы видим, как мастерски он здесь использует цвет, разработанную им теорию о цвете, так называемую "Трехцветку". Насыщенные красный и синий дополнены желтым. Петров-Водкин говорил, что цвета нужно сталкивать между собой, чтобы добиться силы цвета", - сказала Бабенко.

Картина выставляется на продажу из коллекции итальянского искусствоведа и издателя Джованни Шейвиллера, ее эстимейт - £1-1,5 млн. "Натюрморт с сиренью" предвосхищает появление одной из самых узнаваемых работ художника - "Черемуха в стакане" из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, написанной через четыре года. Полотно было частью экспозиции советского павильона на Венецианской биеннале 1932 года.

Среди других топ-лотов аукционного дома в этом году - картины Бориса Григорьева, Ивана Шишкина, Константина Маковского, Александра Дейнеки, Сергея Чехонина и других художников. Декоративно-прикладное искусство будет представлено произведениями Фаберже, изделиями из серебра XVIII-XIX веков и работами Императорского фарфорового завода. Среди лотов - декоративный одуванчик Фаберже из нефрита и золота с хрусталем и драгоценными камнями, оцененный в £120-160 тыс. и супница из серебра с чернью и частичной позолотой £200-300 тыс.

О Петрове-Водкине

Петров-Водкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у российского художника Серебряного века Валентина Серова, а оттачивал свой талант живописца в начале 1900-х в художественных школах Мюнхена и Парижа. Вернувшись в Россию, он вначале увлекся символистскими и модернистскими течениями, однако к 1912 году у него сложилось собственное творческое видение, и он потряс художественную общественность своим знаковым произведением "Купание красного коня" (Государственная Третьяковская галерея, Москва), ставшее символом грядущих социальных перемен в России.

Подобно многим русским художникам-авангардистам, Петров-Водкин приветствовал революцию 1917 года, рассматривая ее в том числе и как революцию в искусстве, несущую освобождение от канонов старой художественной школы. Его пригласили реформировать бывшую Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге с целью подготовки совершенно нового поколения художников.

В период между 1920 и 1922 годами Петров-Водкин разработал образовательную программу, в которой отразил и упрочил свой многолетний опыт преподавания в школе Елизаветы Званцевой. Наряду со стандартными художественными дисциплинами, его программа включала занятия по космографии, оптике, высшей математике и механике движения. В рамках педагогической деятельности Петров-Водкин очертил свои основополагающие принципы в искусстве, известные как "Наука видеть", "Теория трехцветного спектра", известная как "Трехцветка", и "Сферическая перспектива".

Теги