Со стороны океана - Панама почти Нью-Йорк. Но небоскребы из стекла и бетона появились лет десять назад, когда Панама получила контроль над своим главным сокровищем - Панамским каналом. Кажется, новый город теснит старый колониальный. В этом смешении стилей и времени есть классический балет. Сейчас к пяти спектаклям в репертуарной афише добавилась «Коппелия». Впервые на постановку приглашен российский хореограф Василий Медведев. Пролетев Атлантику, он сразу включился в работу. Ставит не только танцы. Работает со всеми театральными цехами.
Василий Медведев, хореограф:
- Всему надо учить: и танцевать, и как делать грим, и характерные танцы, и мизансцены. Большинство артистов не имеют подготовки.
Панамский балет, в статусе национального, но может позволить одну постановку в год. И только с согласия Национального института культуры. Мария Эухения - министр культуры, бывшая балерина. Сейчас её главная забота – панамская школа искусств на две тысячи человек. Этот проект обойдется Панаме в пятьдесят миллионов долларов. Министр культуры патронирует и Национальный балет Панамы. Мечтает вывести труппу на новый уровень.
Мария Эухения, министр культуры (Панама):
- Я хочу для панамской труппы самое лучшее, что есть в мировом балете. Русские танцовщики имеют традиции, они создавали эту труппу, была сильная связка с Россией. Мы разные, даже двигаемся по-разному, но наши артисты хорошо адаптируются, хватают все на лету. Важно, чтобы они получили хорошую балетную основу.
Театр - местная достопримечательность. Построен в 1908 году. Здесь дважды танцевала Анна Павлова во время гастролей в Южной Америке в 1917 и 18 годах. Блистала выдающаяся английская балерина Марго Фонтейн, супруга Роберто Ариаса, посла Панамы в Лондоне. Здесь видели настоящих звезд. Пианист Хайме Инграм, будучи первым министром культуры Панамы, сразил на гастролях в Москве в 72-м году всемогущую Екатерину Фурцеву, и та сделала царский подарок далекой стране.
Хайме Инграм, директор национального конкурса пианистов (Панама):
- Фурцева спросила меня, чем Советский Союз может помочь в развитии культуры нам. Я сказал, что лучше советского балета нет в мире и попросил помощи в создании панамской труппы. Тогда она отправила пару из Кировского театра. Это были Людмила и Николай Морозовы.
«Коппелия» - новый этап для Панамского национального…. Местные хореографы ставили балеты, ориентируясь на видеозаписи. Артисты, имея природную легкость и темперамент, но лишенные классической базы, лишь воспроизводили движения. Взявшись за «Коппелию» Василий Медведев и его ассистент чех Станислав Фечо добились от исполнителей чистоты и тонкости танца.
Синхрон: Станислав Фечо, ассистент хореографа (Чехия):
- У них даже мышцы другие… Большинство мулатов. Они прыгучие все как спортсмены. Сложнее дается адажио, легато, где все плавно…
На премьере «Коппелии» в Национальном театре Панамы вся культурная и политическая элита. Василий Медведев и Станислав Фечо – под объективами камер.
Василий Медведев, хореограф:
- Их самоотдача, желание доказать что мы самые лучшие, что мы носим имя национального балета достойно, и что русский хореограф и его ассистент сделали так как должно быть и мы выходим на новый мировой уровень. Это конечно здорово!
О русской балетной школе местные примы знали. Анна Лорена Бойд три года училась в Московской академии хореографии. Алекса Гутьерес стажировалась в академии экс-худрука Кировского театра Олега Виноградова в Вашингтоне.
Алекса Гутьерес, прима балерина (Панама):
- Русская школа делает акцент на руки и абсолютную музыкальность. Каждое движение точно ложится на музыку.
Ее партнер - Солье Самудио, восходящая звезда. Зрителям нравятся его высокие, легкие прыжки и бездна обаяния. В этом году побывал в Петербурге на фестивале DANCE OPEN. Мечтает догнать и перегнать российских танцовщиков.
Солье Самудио, артист балета (Панама):
- Это была уникальная возможность учиться у русских, как надо танцевать. Именно в Панамской труппе. И мы это сделали, выложились на все сто. Можно повторить это еще раз прямо сейчас.. на бис..
Зал аплодировал артистам стоя. Кажется «Коппелия» приживется в этой жаркой стране, и станет желанной гостьей на панамской сцене. Василий Медведев «точку» на этом не ставит. Российский хореограф получил предложение поставить на музыку Павла Овсянникова балет, посвященный Панамскому каналу, столетие которого будут отмечать в следующем году. Сейчас ведутся масштабные строительные работы по его расширению. Впрочем, балет будет не про экономическую составляющую этой мировой достопримечательности, а про любовь.
Елена Ворошилова, Илья Фомин
Панама