Минкультуры запустит полностью прозрачную систему господдержки киноотрасли
Министр культуры Владимир Мединский рассказал, что систему запустят с 21 октября
МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Министерство культуры с 21 октября запустит прозрачную систему государственной поддержки киноотрасли. Об этом сообщил в четверг министр культуры Владимир Мединский на встрече президента Владимира Путина с выпускниками ВГИК им С.А. Герасимова.
Проект реализован как дополнительный раздел Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). "Я хотел бы показать впервые новую систему прозрачности, это небольшая сенсация отраслевая, такого, наверное, нет нигде в мире, - сказал Мединский. - Мы запускаем с понедельника полностью прозрачную систему всей государственной системы киноотрасли".
По словам министра, теперь "каждый гражданин России, каждый блогер, каждый журналист сможет постоянно видеть, какой фильм получил сколько денег от государства, на каких условиях, что или кто за этим фильмом стоит, кто режиссер, кто продюсер". Кроме того, новая система позволит узнать, какие кассовые сборы - в России и за рубежом - были в итоге у той или иной картины, оценить "эффективность государственной поддержки".
"Мы полностью открываем все карты", - пояснил Мединский. Рассказав об успехах российского кинопроизводства, министр остановился на проблемах. "Доска позора у нас будет в открытом доступе, - сообщил он. - Это фильмы, которые, получив государственные деньги, либо не вернули возвратную часть, либо [их авторы] вообще ничего не сняли".
Мединский отметил, что "пофамильно будет указано, кто к производству этих фильмов [из черного списка] имеет отношение, отдельные фамилии очень звучные, они появятся с понедельника". Министр пообещал, что, "естественно, никто из тех, кто в этом списке, никогда больше господдержку не получит, пока не вернет деньги".
Поддержка дебютантов
Мединский поддержал идею облегчить систему получения молодыми режиссерами государственных субсидий на съемки первого фильма.
"У нас победитель дебютного конкурса получает 25 млн рублей. В этом году мы выставили на тендер 10 лотов, то есть были готовы поддержать 10 дебютов большими суммами, на конкурс пришло 17 заявок, комиссия с трудом выбрала из них три фильма. Мы готовы поддерживать, но главное, чтобы приходили качественные заявки <…> По поводу залога - мы рассмотрим это правило в сторону понижения в части дебютов, мы можем для дебютанта сделать символический залог, сделать отдельные правила для дебютантов с меньшими суммами и более легкими условиями для входа", - сказал он.
Идею изначально выдвинул гендиректор киностудии "Мосфильм" Карен Шахназаров. "В отношении молодежи, мне кажется, надо точно и ясно гарантировать 20 дебютов, средства должны выделяться безвозвратно и полностью покрывать бюджет. Нужно понимать, что есть определенный риск, но кино - это такое дело, что, если из 20 картин будет пять хорошего уровня, то это уже большое дело, потому что мы получаем пять режиссеров уже способных снимать и стать хорошими мастерами. Поэтому я бы предложил снять ограничения и предложить систему, в которой молодые дебютанты могли бы получать безвозвратные средства на картину", - отметил он.
Авторская анимация
Совет Фонда кино 18 октября планирует принять решение, согласно которому финансовая поддержка авторской анимации будет достигать до 100%.
"Уже сейчас авторская анимация поддерживается Фондом кино в размере до 100%. Официальное решение совета фонда будет принято завтра", - сказал Мединский.
Министр отметил, что поддержка авторской анимации уже проводится в существенных объемах. "250-270 тыс. рублей за одну минуту анимации, авторские компании приходят в министерство и получают соответствующую поддержку. Фонд кино поддерживает коммерческую анимацию", - добавил он.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой пояснил, что на данный момент авторская анимация и дебютное кино поддерживаются по системе, в которой автору необходимо вернуть часть средств. "Сохраняется необходимость возвратности денег - 70% дает государство, 30% автор должен найти", - уточнил он.
ВГИК был основан 1 сентября 1919 года в Москве как Государственная школа кинематографии, которая стала первым в мире государственным образовательным учреждением по подготовке актеров, режиссеров, операторов и художников. Сейчас во ВГИКе готовят специалистов кино, видео, телевидения и других экранных искусств по программам высшего, среднего и дополнительного образования.
Поддержка документального кино
Мединский пообещал отменить процедуру предоставления создателями документальных фильмов справок с телевизионных каналов об их готовности показать будущий проект.
Путин раскритиковал Мединского за формализм при выдаче грантов режиссерам-документалистам и попросил отменить требование о предоставлении справки о заинтересованности телеканалов в показе фильмов, которые необходимы для получения грантов Минкультуры и Фонда кино.
"Эта история про справки с телевидения, мы безусловно отменим эти требования", - сказал он.
По его словам, такие требования носят довольно мягкий характер - конкурентное преимущество в конкурсе на государственную поддержку. "Если у тебя уже есть софинансирование с телеканала или телеканал прочитал сценарий, и есть готовность телеканала показать фильм, - пояснил он. - Если эта формальность кого-то раздражает, мы отменим".
Как считает Мединский, проблема документального кино заключается в том, что у такого жанра нет заказчика. "Раньше заказчиком выступали соответствующие ведомства, НИИ, которые заказывали советским студиям документальное кино. Сейчас главными заказчиками остается либо Минкультуры - мы заказываем порядка 250 фильмов в год, - либо телевизионные каналы", - рассказал министр.
Он также добавил, что все чаще Министерство культуры сотрудничает с телевизионными каналами. "Когда идет копродукция, есть гарантия, что это будут показывать на многомиллионную аудиторию, а когда документальный фильм делается на свой страх и риск, то потом, конечно, продвигать и показывать его гораздо сложнее", - считает министр.
В новость были внесены изменения (19:56 мск) - добавлена информация по тексту.