МОСКВА, 8 апреля. /ТАСС/. Современные родители ответственно следят за тем, какие проекты смотрят их дети, и отдают предпочтение контенту с образовательной составляющей. При этом в индустрии существует острая нехватка мультфильмов для аудитории 9-11 лет и старше, рассказали ТАСС в День российской анимации руководители крупных студий.
День российской анимации отмечается 8 апреля. Поводом для учреждения этого праздника в 2012 году стал столетний юбилей с даты премьеры первого отечественного мультипликационного фильма под названием "Прекрасная Люканида" про любовь жука-рогача и жука-усача, режиссером которой выступил Владислав Старевич.
Обучение в формате развлечения
Как рассказала ТАСС Дарья Давыдова, директор студии компьютерной анимации "Петербург", которая входит в группу компаний "Рики", рынок анимационного контента для дошкольников сейчас переполнен, а вот проектов для детей 9-11 лет и старше остро не хватает.
"Это довольно сложная целевая аудитория, со своими требованиями и особенностями. У нас уже накопился приличный пул проектов для дошкольников, и сейчас нам очень интересны проекты для подростков. Так, на стадии девелопмента сейчас находится первый танцевальный анимационный сериал для девочек 7-10 лет "ЛириТая". В нем поднимаются такие актуальные для этого возраста вопросы, как взаимопонимания со сверстниками и родными, преодоления своих страхов и сомнений, становлении себя как личности", - уточнила собеседница агентства.
По ее словам, мультфильмов для малышей от нуля до двух лет тоже мало, поскольку немногие студии готовы работать с таким сложным контентом. При этом проекты, которые строятся на обучении в формате развлечения, очень актуальны. О высоком запросе на мультфильмы с образовательной составляющей ТАСС рассказал и директор студии "Союзмультфильм" Борис Машковцев.
"Родители, в отличие даже от ситуации, которая была на рынке лет 10 назад, более ответственно подходят к тому, что смотрят их дети. Взрослые хотят быть уверенными, что, даже находясь за экраном, их ребенок потребляет полезный контент, и желательно отечественного производства", - поделился он, добавив, что "Союзмультфильм" при участии педагогов и психологов работает над созданием подобного контента для аудитории всех возрастов.
Гендиректор "Паровоза" Антон Сметанкин рассказал ТАСС, что студия движется в сторону серьезной "взрослой" драматургии в детском контенте, поскольку юные зрители хотят "переживать, волноваться и радоваться вместе с героями". "Мы аудиторию в этом поддержим, создавая более эмоциональные сюжеты. Кроме того, в наших новых мультфильмах будет больше информации о повседневной жизни персонажей, об отношениях между ними, деталей и подробностей быта, чтобы глубже погрузить зрителя во вселенные сериалов", - сказал он.
Рынок увеличивается
По словам директора "Союзмультфильма" Бориса Машковцева, анимационная индустрия все больше сегментируется, выделяя в отдельную сферу авторскую анимацию, в которой авторы могут всячески самовыражаться, и коммерческую, в которой создатели ориентируются на потребительский спрос. "Эти два сегмента постоянно обмениваются между собой, и на гармоничном стыке, как правило, рождаются самые знаменитые проекты", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что запрос на прикладную коммерческую анимацию растет и, следовательно, увеличивается потребность в создании видеоконтента различного назначения. "Уже сейчас российский анимационный рынок растет более чем на 20% в год, и эта цифра будет только увеличиваться, особенно с активным выходом на зарубежные страны. Также это будет связано с развитием VR (виртуальной реальности) и AR (дополненной реальности, достраивает существующую реальность с помощью дополнительных виртуальных элементов - прим. ТАСС) индустрий", - пояснил Машковцев.
По мнению режиссера анимационного кино Евгении Жирковой, анимация сейчас тесно сливается с кинематографом, документальным кино, театром, развивается в области игр и VR-технологий. Развитие в этом направлении позволит создать "множество новых важных историй" в будущем, добавила она.
Директор студии компьютерной анимации "Петербург" Дарья Давыдова обратила внимание на активный переход на онлайн-платформы и расширение разнообразия контента. Зритель сам выбирает что, когда и в каком объеме ему смотреть, что приводит к появлению нишевых проектов. "Авторы создают неформатный контент, который бы точно не попал на эфирное телевидение, потому что рассчитан на более узкий круг зрителей", - сказала она.
Рассказать "от сердца к сердцу"
По мнению опрошенных ТАСС режиссеров-аниматоров, все больше молодых людей интересуются этим направлением, а развитие технологий и их доступность позволяет делать кино даже дома. При этом темы, которые интересны создателям мультфильмов, глобально не меняются: авторы все так же хотят рассказывать о дружбе, любви, отношениях детей и родителей и других жизненных ситуациях.
"Анимация позволяет это рассказать без назидания и поучения, а от сердца к сердцу, научить и напомнить даже самому юному зрителю, что если ты обижен - это не страшно. Всегда можно найти слова, чтобы объяснить, что тебя гнетет, в тяжёлой ситуации - прислушаться к близким, чтобы вместе найти решение", - поделилась Евгения Жиркова.
Режиссер Антон Дьяков признался, что не может определить свою профессию, поскольку считает ее феноменом, который складывается из множества вещей. "Я вообще присматриваюсь к себе в этой профессии. Задаю вопрос, в процессе работы и после: "Куда ты клонишь Дьяков?". И все же саморазвитием это точно не назову, скорее самовскрытие - что там в тебе - и все, что их этого следует", - сказал собеседник агентства, добавив, что все же не испытывает желания "грузить людей глубиной своего внутреннего мира".
Режиссер Галина Голубева назвала процесс работы над каждым фильмом "прыжком в неизведанный мир", который поглощает полностью. "Мне интересно работать на темы традиции, которая бытовала в России, очень интересны традиции других стран. В старом мире много тепла и любви, самобытности, простоты и гениальности, что можно подчерпнуть для вдохновения и через призму фильма показать людям, поделится тем, что сам открыл", - заключила она.