14 января 2014, 19:23

Музей имени Рериха встретил Год культуры с 24-миллионным долгом

После банкротства своего спонсора «Мастер-банка» учреждение оказалось в финансовой яме и рассчитывает на помощь властей

Татьяна Ларионова, корреспондент:

- Более 900 живописных работ, бесчисленное количество мемориальных вещей – наследие Рерихов Общественный музей собирал по крупицам в течение 20-ти лет. И вот теперь - все это может уйти с молотка. После банкротства своего главного спонсора «Мастер-банка» учреждение культуры оказалось в катастрофическом финансовом положении.

Владелец «Мастер-банка» Борис Булочник поддерживал музей имени Николая Рериха с 1993 года. Помогал в проведении реконструкции, в оплате коммунальных услуг. Но главное, он приобрел и принес в дар музею 300 картин Рерихов.

Наталья Черкашина, заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:

- Одна из самых дорогостоящих картин, которая была приобретена Борисом Булочником на аукционе – это портрет Николая Константиновича Рериха в тибетском одеянии кисти его младшего сына Святослава. Работа стоила около трех миллионов долларов.

Пресс-конференция, посвященная бедственному положению музея, началась поздравлениями с Новым годом, годом культуры. Руководство музея очень надеется на то, что в столь символичное время власти не оставят одно из крупнейших общественных учреждений культуры без своей поддержки. Письма с призывом о помощи были разосланы еще в декабре.

Александр Стеценко, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:

- Мы обратились в департамент культуры. Там был ответ: да, мы знаем и ценим ваш музей. После нового года будем решать, как помочь. Пока никакого ответа. Мы обратились к президенту – пока никакого ответа.

Пока же музею помогает общественность, в том числе и международная.

Александр Стеценко, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:

- Мы за два месяца получили более 22 миллионов рублей. Мы смогли выдать людям зарплату. А вы знаете, что потребность музея в среднем в месяц 13 миллионов без учета культурной и проектной деятельности.

Однако, полученных средств не хватает. В январе сотрудники могут остаться без зарплаты, а долг за аренду помещений усадьбы Лопухиных, где расположен музей,  сейчас составляет 24 миллиона рублей. Такая сумма набежала, потому что уже в течение долгого времени музей не может добиться льготной арендной ставки. Она положена ему по закону, как учреждению, отреставрировавшему старинное здание за свои деньги.

Ирина Красавцева-Байда, главный архитектор Международного центра Рерихов:

- Порядка 230 миллионов рублей. Эти деньги мы изыскивали сами. Если посмотреть на нижнюю фотографию, это 1989 год. Здесь крыльца нет. Здание в полуразрушенном состоянии. Вот на этой фотографии то, что нам удалось получить.

Ситуация с Музеем Рериха подняла глобальную проблему существования в России общественных учреждений культуры. Их очень мало и им очень сложно – говорят сотрудники. И добавляют, в том, что общественная по форме организация обращается за помощью к государству – нет противоречия.

Наталья Черкашина, заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:

- Общественные музеи в нашей стране – их менее одного процента. Например, в Америке государственных музеев всего лишь 5 процентов. Все остальные - частного порядка или общественного. Но как им помогает государство? Оно, например, оплачивает коммунальные услуги, оно оплачивает аренду.

На том, чтобы музей Николая Рериха был общественным, настоял его младший сын, художник Святослав Рерих. Такую позицию поддержал академик Лихачев и президент Горбачев. Поэтому сотрудники готовы сражаться за статус музея и собранную коллекцию до конца.

Наталья Черкашина, заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:

- Эту позицию высказала наш генеральный директор, давая интервью. Ее поддерживают практически все сотрудники: что мы здесь станем стеной и распродавать наш музей, нашу коллекцию не дадим. Только если нас физически будут как-то убирать.

Татьяна Ларионова, Максим Зайцев, Дмитрий Виноградов

Москва