МОСКВА, 27 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Нехаева/. Выставку "Отечество мое - в моей душе..." в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина за полтора месяца посетили более 60 тыс. человек. Об этом сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе музея.
"Экспозиция знакомит посетителей с историей русского и западноевропейского искусства XIX-XX веков, здесь представлены 100 произведений из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА), созданного по инициативе Вячеслава Кантора, - отметили устроители. - Несмотря на то что выставка будет открыта до 16 февраля, залы экспозиции не пустуют".
Как отметила директор ГМИИ Марина Лошак, выставка работ всемирно известных и признанных художников из собрания МАГМА - это яркий пример воплощения идей толерантности, взаимодействия национальных художественных школ и взаимопроникновения культур. "Смотр концептуально является частью проекта, который планируется показать в крупнейших городах мира, - продолжила она. - Посетителям представлены абсолютные шедевры. Среди них "Похищение Европы" Серова, "Портрет девушки в черном платье" Модильяни, "Клоун-музыкант" Шагала, полотна Хаима Сутина, портреты Люсьена Фрейда и другие произведения".
Президент ГМИИ Ирина Антонова отметила, что собрание МАГМА определяет "безупречный художественный вкус, глубокое понимание законов творческого развития и всепоглощающая любовь к искусству".
Экспозиция делится на три части. Открывает ее полотно Ильи Репина "Парижское кафе" (1874-1875), на котором мастер изобразил сцену из жизни парижской богемы с большим количеством персонажей. Репин передал атмосферу городской жизни, которая напоминает театр, обратив внимание на точную передачу человеческого настроения. В этом же зале показаны произведения мастеров русского Серебряного века - "Похищение Европы" Валентина Серова, в котором автор обратился к греческому мифу, эскизы костюмов для балета "Нарцисс" Льва Бакста, романтический "Портрет м-ль Неведомской" Зинаиды Серебряковой, "Церковь (зеленая)" Роберта Фалька.
В другом разделе экспозиции представлены работы парижской школы. Это знаменитые произведения "Видение (автопортрет с музой)" Марка Шагала, "Портрет девушки в черном платье" Амедео Модильяни, абстрактные композиции Сони Делоне, скульптуры Осипа Цадкина и Жака Липшица.
Особое внимание устроители обращают на поздние скульптуры Марка Шагала, "стеклянные" серии Виктора Пивоварова, ранние работы Александра Тышлера, которые представлены в разделе "Искусство второй половины XX - начала XXI века". Среди работ Тышлера показаны символико-аллегорические "Директор погоды", "Наводнение" и "Девушка с натюрмортом", в которых мастер соединяет фольклорное начало с утопическим методом мышления.
В этом разделе выставлены как произведения целой плеяды художников-нонконформистов, так и тех, чье творческое становление пришлось на начало 1960-х годов: Владимира Вейсберга, Михаила Шварцмана, Эрика Булатова, Гриши Брускина, Владимира Янкилевского. Показаны знаковая работа Ильи Кабакова "Жук", геометрические абстракции "Композиции" Эдуарда Штейнберга и другие.
Музей искусства авангарда был создан в 2001 году по инициативе Вячеслава Кантора. Коллекция собрания постоянно пополнятся и включает в себя 400 произведений искусства, в том числе картины известных русских художников еврейского происхождения, фотографии, шедевры графики и скульптуры.
Выставка в ГМИИ продлится до 16 февраля.