29 января 2014, 15:57

"Мосфильму" исполняется 90 лет

Сегодня киноконцерн в числе лучших пяти киностудий мира – Карен Шахназаров

История крупнейшей в стране киностудии – в экспонатах. Кареты из «Гардемаринов» и «Сибирского цирюльника», в витрине - «корона российской империи» из «Неуловимых…», шлем из «Джентельменов удачи»…

Елена Морозова, заведующая музеем «Мосфильма»:

- Это тот самый шлем, но конечно он обычный, пожарный, только выкрашен вот так. У нас действующий музей и любой экспонат может уйти на съемку.

Илья Луданов, корреспондент:

- А началось здесь, на Мосфильме, вот с этого с виду ничем не примечательного «Магируса». Автомобилю больше ста лет - он на 10 лет старше киноконцерна. В отличном состоянии, на ходу. Он снимался во многих фильмах, в том числе в знаменитом «Беге», «Цареубийце» и - совсем недавно - в «Гибели империи».

В автопарке музея - десятки автомобилей. Они будто выехали с полотна экрана. Это и волга из фильма «Берегись автомобиля» и этот черный автобус, при виде которого сразу вспоминаются погони по ночной Москве. Не меньше воспоминаний рождают и костюмы киноперсонажей. Здесь хранятся роскошные шубы из «Бориса Годунова», инопланетное платье Хари из «Соляриса» Тарковского. Больше всего экспонатов музею дал знаменитый проект «Мосфильма» - «Война и мир» Сергея Бондарчука. Станислав Говорухин, будучи практикантом ВГИКа в те годы, работал на съемках эпопеи.

Станислав Говорухин, режиссер:

- «Война и мир», студенческая практика, 1964 год… Я бегал по всему «Мосфильму», который был похож на большой муравейник. Дом Болконского строили здесь, а подъезд к дому снимали, конечно, где-то на натуре.

В распоряжении художника Аллы Оленевой, возможно, самый богатый гардероб в мире. В запасниках «Мосфильма» - около четверти миллиона костюмов для съемок. На вешалках - платья из «Мюнхаузена» Марка Захарова, костюмы из «Алых парусов», «Садко» и «Сказки о царе Салтане». 

Алла Оленева, художник по костюмам:

- Издалека это смотрится, как ткани, расшитые золотом, но на самом деле это все краски.

Армейских костюмов так много, что они находятся в отдельных хранилищах. Только для «Войны и мира» пошили две тысячи солдатских мундиров. Военный реквизит в «Мосфильме» - на особом счету.

Игорь Багдасаров, заместитель директора киностудии «Мосфильм»:

- Это вообще миф, что у немцев был «шмайссер», основным оружием у немцев был карабин «маузер».

Такие экспонаты могут развенчать не одну кинематографическую легенду. И раскрыть  некоторые секреты.    

Игорь Багдасаров, заместитель директора киностудии «Мосфильм»:

- Вот это американский пулемет Льюис, один из самых известных образцов наших, он использовался в фильме «Белое солнце пустыни», товарищ Сухов с ним ходил весь фильм.

Сергей Тимченко, главный специалист оружейного участка:

- Этот пулемет снимался в культовом фильме Алексея Балабанова «Брат-2», и из него актер Сухоруков стрелял по бандитам.

Но снять фильм – пусть режиссеры не обижаются – еще полдела. Задачу довести смонтированный материал до зрителя берут на себя техники. 

Валерий Траулько, главный специалист по копировальной технике:

- Контактная печать, идет негатив, идет позитив, контактным способом. На негативе уже есть изображение и теперь его надо на сырую пленку перенести.

Игорь Багдасаров, заместитель директора киностудии «Мосфильм»:

- Дальше процесс происходит уже на свету, потому что пленка проявлена, обработана фиксажем. Ее осталось промыть, высушить и готовая продукция наматывается на этот ролик.

Илья Луданов, корреспондент:

- Ну вот, печатают «Чемпионов». Всего шесть частей, половину прошли. Скоро будут отправлять по кинотеатрам.

Татьяна Лапочкина, установщик света и цвета:

- Я могу посмотреть, как в позитиве будет выглядеть материал снятый оператором и проявленный. Его до меня еще никто не видел.

- То есть вы первый зритель новый картин?

- Самый первый…

Еще такие специалисты могут сделать из утра – вечер, траву - зеленее, небо – голубее. Но вот шансы получить такую работу, оказывается, не у всех равны.     

Татьяна Лапочкина, установщик света и цвета:

-  Здесь в основном работают женщины, потому что доказано, что светочувствительность женского глаза значительно превосходит мужской и обостряется опыт, цветовосприятие усиливается. Темней-светлей мужчины еще понимают, а вот сложность оттенков более трудно воспринимают.

Свой путь по киностудии пленка с фильмом заканчивает в этом небольшом зале. Здесь во главе с контролером собирается съемочная группа и оценивает качество записи. Хотя все чаще контролеру приходится заряжать не пленку в кинопроектор, а включать компьютер. Сегодня только треть кинотеатров заказывают фильмы на старых носителях – остальные перешли на цифровые технологии. Это настоящая революция в кинопрокате и новые заботы для киностудии. 

Карен Шахназаров, директор киностудии «Мосфильм»:

- Мы в том году сделали очень большие инвестиции в цифровые технологии. Хотя переход болезненный, однозначно. Это вообще меняет идеологию больших студий.

Революцией в кино стало появление звука, потом – цветных картин. Но испытания «Мосфильм» ожидали не только технические.

Станислав Говорухин, режиссер:

- Я застал советский период «Мосфильма», когда здесь все горело, сияло, бегала куча людей, и застал тот период, когда Мосфильм был абсолютно разрушен, бегали в нижних этажах крысы…

Карен Шахназаров, директор киностудии «Мосфильм»:

- Здесь стаи собак ходили, не по улице, а по коридорам, ты идешь, а стая рррр...

- С чего надо начинать, чтобы привести это хозяйство в порядок?

- С чего начинать не знаю, мы начали с туалетов, кстати ...

А если говорить серьезно, то на вырученные средства от аренды права на прокат всенародно любимых картин удалось закупить оборудование, появились заказчики, закипела работа.

Карен Шахназаров, директор киностудии «Мосфильм»:

- Я хотел создать, не буду скрывать, первую в мире студию, если хотите. Нам удалось за эти годы её принципиально модернизировать и сегодня если не сказать, что она первая, то в числе лучших пяти студий однозначно. Мы государству за последние десять лет 15 миллиардов разных налогов выплатили. Мы вполне рентабельные.

Сегодня здесь - в производстве несколько десятков проектов для кино и телевидения. За долгий день съемок мы не обошли, кажется, и малой части рабочего пространства. Ведь говорят, еще Эйзенштейн, шутил, что на «Мосфильме» есть места, куда не ступала нога человека.

Илья Луданов, Татьяна Ларионова, Максим Зайцев, Дмитрий Виноградов

Москва