МОСКВА, 9 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова/. На историческую сцену Большого театра возвращается самая популярная опера Римского-Корсакова "Царская невеста". Ее премьера пройдет 22 февраля.
В воскресенье состоится оркестровая репетиция, которую проведет музыкальный руководитель постановки - выдающийся дирижер, народный артист СССР Геннадий Рождественский, после чего будут утверждены составы исполнителей спектакля, еще совсем недавно оказавшегося под угрозой срыва.
Форс-мажор случился 2 декабря прошлого года, когда экс-музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский неожиданно подал заявление об уходе и с 3 декабря был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. В числе творческих планов, которые должен был осуществить Синайский, значилась, в частности, опера "Царская невеста". Ее решено было восстановить на основной сцене ГАБТа в уникальных декорациях Федора Федоровского, признанных "золотым фондом" Большого театра. Проект надо было спасать, и генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в срочном порядке стал искать дирижера для этого спектакля.
Поиски увенчались успехом. Уже 4 января, находясь на гастролях в Париже с балетной труппой ГАБТа, Урин сообщил ИТАР-ТАСС, что нашел дирижера для "Царской невесты". Им стал Геннадий Рождественский. Он не только продирижирует премьерными показами в Москве, но и встанет за пульт во время гастролей в Вене и Нью-Йорке, где опера прозвучит в концертном исполнении.
"Царская невеста" - одна из самых любимых и часто исполняемых опер Римского-Корсакова. Сам композитор испытывал к ней особое чувство. "Из многих моих опер, - признавался он, - я люблю более других "Снегурочку" и "Царскую невесту". Что касается последней, то история ее создания довольно непродолжительна: опера была задумана и начата в феврале 1898 года, а через десять месяцев партитура была завершена.
В основе либретто лежит одноименная драма Льва Мея, сюжет которой основан на реальных событиях. В 1571 году купеческая дочь Марфа Собакина на смотринах была избрана в невесты царя Ивана Грозного, а спустя 15 дней неожиданно скончалась - по слухам, из-за яда.
Премьера "Царской невесты" состоялась 22 октября 1899 года в Частной опере Мамонтова и сразу же завоевала признание публики.
Совершенно особое место опера заняла в репертуаре Большого театра. Впервые выйдя на его сцену со значительным опозданием - лишь в 1916 году, "Царская невеста" уже не расставалась с ним надолго: на смену старой постановке довольно быстро приходила новая.
Всего же в Большом театре она выдержала шесть постановок, которые в разные годы осуществили Петр Оленин, Владимир Нардов, Виктор Раппопорт, Борис Покровский, Юрий Петров и Олег Моралев. Дирижировали премьерными спектаклями Эмиль Купер, Николай Голованов, Лев Штейнберг, Евгений Светланов и Борис Хайкин. Опера шла в декорациях Георгия Голова, Федора Федоровского и Бориса Кустодиева. В партии Марфы блистали Антонина Нежданова, Елена Степанова, Глафира Жуковская, Елизавета Шумская, Наталия Шпиллер, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко. В партии Любаши были заняты Надежда Обухова, Мария Максакова, Вера Давыдова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская. На сцене Большого "Царская невеста" приобрела черты грандиозного имперского стиля и на протяжении века оставалась одной из основ русского репертуара театра.
Нынешнюю, седьмую постановку осуществляет израильский режиссер Юлия Певзнер. Ей выпала не совсем обычная задача: свою "Царскую невесту" она создает не в свободно конструируемом, а в уже четко заданном пространстве. Спектакль будет идти в декорациях Федора Федоровского, выдающегося театрального художника, значительная часть жизни которого была связана с Большим театром. Над реконструкцией и созданием новой редакции сценического оформления работает художник Альона Пикалова.