Самый популярный факт, связанный с Рэем Чарльзом Робинсоном: он был слепым. Но не с рождения, как многие думают. Мальчик потерял зрение в возрасте шести лет, когда на его глазах погиб младший брат Джордж. Во время игры тот упал в таз с водой, Чарльз пытался спасти его, но у него не получилось. После этого трагичного случая к семи годам он ослеп полностью. Возможно, это было последствие стресса, а возможно (как предположили медики после), последствие глаукомы.
Семья Рэя была небогатой, сам он рассказывал, что они были не просто бедные, они были бедные даже по сравнению с другими чернокожими в то время. "Ниже нас была только земля", — шутил он. Отец не принимал особого участия в воспитании детей, Рэя растила мать, которая и поддерживала любовь мальчика к музыке (она узнала, что тот заинтересовался игрой на фортепиано, немного играл на инструменте старенького аптекаря, что жил неподалеку). После того как он потерял зрение, мама отправила его в специальный интернат, где он обучился азбуке Брайля, а еще — играть на фортепиано, органе, тромбоне, саксофоне и кларнете.
В 17 лет Рэй остался сиротой. Особенно тяжело он переживал потерю матери Ареты Робинсон, его самого близкого человека. До конца жизни он будет вспоминать о ней в самые сложные моменты, думать о том, что она ему говорила, какую музыку любила, как воспитывала и поддерживала его. В биографическом фильме "Рэй" режиссера Тейлора Хэкфорда, где сюжет строится не линейно, этой части уделяется особое внимание. В переломные и критические моменты жизни у музыканта появляются флешбэки из детства, и все они связаны с матерью.
Именно от Ареты Рэй унаследовал боевой характер, прямоту, чувство справедливости и силу воли, чтобы не просто стоять наравне с другими музыкантами, но и переплюнуть их всех. В 17 лет он отправляется в Сиэтл, где собирает свой первый джаз-банд и получает первый контракт с лейблом. В 50-е годы его имя сократили до Рэя Чарльза (чтобы избежать путаницы с известным боксером). Так начинается его звездный путь.
В 1953 году появляется один из первых синглов Mess Around. Зажигательная композиция в стиле буги-вуги стала популярна в массовой культуре, запись часто использовали в качестве саундтрека — например, в комедийном фильме "Третий лишний — 2" или в пародийном эпизоде мультсериала "Гриффины". Ее исполняли многие джазмены, кавер на нее делала группа The Animals.
Чуть позже появляются еще две знаковые записи Чарльза. Сначала I’ve Got A Woman, которая считается чуть ли не первой в истории песней в стиле соул, а потом What’d I Say. Чарльз был мастером импровизации, и эта песня тоже родилась совершенно случайно, прямо во время выступления на концерте.
Вы наверняка знаете ее потрясающий ритм, который проник потом чуть ли не во все популярные рок-н-ролльные композиции. Несмотря на то что часть слушателей была недовольна тем, что черный госпел стал товаром для белой аудитории, трек моментально приковал внимание людей. Когда песня звучала по радио, миллионы включали громкость на полную мощность, чтобы петь вместе с Рэем.
Ну и, конечно, самое важно, что нужно знать о What’d I Say, — это то, что великие The Beatles были бы другими, если бы не слушали Чарльза. И Пол Маккартни, и Джордж Харрисон, и Джон Леннон часто упоминали ее в своих интервью, называя чуть ли не самой лучшей записью в своей жизни, играли ее вживую, пытались подражать стилю и настроению.
Своими концертами, которых Чарльз давал множество, он популяризировал R&B, госпел, привлекал самых разных слушателей. Считается, что именно благодаря его деятельности эта музыка стала такой популярной.
Чарльз активно занимается поиском своего звучания, особенно — вокальной манеры. Со временем он не просто стал петь, но и мастерски овладел всякими звуками, которые можно издавать ртом: от простого вкрадчивого шепота до вскриков, фальцетов и таких типичных рычащих джазовых подкатов к нотам. Он делал виртуозные скачки, у него был широкий диапазон, голос Чарльза будто шел из самых глубин его сердца.
1960-е называют пиком в карьере Рэя Чарльза. Тогда он подписывает контракт с американским суперлейблом-гигантом ABC Records, переезжает в Беверли-Хиллз и становится самым высокооплачиваемым музыкантом в стране. В этот период он записывает свою визитную карточку. Georgia On My Mind — американская песня, которую в 1930 году написали композитор Хоги Кармайкл и поэт-песенник Стюарт Горрелл.
Чарльз тогда занимался альбомом The Genius Hits The Road, центральной темой которого была Америка и ее земли. Там, например, есть композиции Alabamy Bound, Mississippi Mud, New York's My Home и так далее. Так что нежная баллада о штате Джорджия, где, кстати, родился музыкант, отлично вписалась в концепт.
Хотя на самом деле, как говорил Чарльз, он не знал ни одной девушки по имени Джорджия и даже не думал о своей малой родине. Ему просто понравилась эта красивая, романтичная мелодия. А потом она стала джазовым стандартом, который перепели сотни музыкантов: от Луи Армстронга до Coldplay.
Несмотря на схожесть названий, знаменитейшая запись Hit The Road Jack не была представлена на этом альбоме, хоть и появилась примерно в то же время. Это творение американского композитора и певца Перси Мэйфилда, которое он записал в 1960 году акапельно. Сам он не мог выступать в то время из-за автомобильной катастрофы, в которой получил много увечий. Поэтому он без сожалений и лишних сомнений согласился, чтобы эту в дальнейшем звездную композицию исполнил Рэй Чарльз.
Hit The Road Jack — это юмористический диалог между женщиной и ее спутником, которым она недовольна: она больше не может жить в нищете и постоянно прогоняет его. "Проваливай, Джек, — говорит она ему, — и больше не возвращайся!" Джек же пытается разжалобить ее: "Послушай, детка, не поступай со мной так. Когда-нибудь я встану на ноги". И все в таком духе. Кстати, женскую партию в этом треке исполнила Марджи Хендрикс — на тот момент спутница самого Рэя и мать его ребенка.
И еще один забавный факт. Это композицию особенно хорошо знают любители баскетбола и хоккея, ведь именно Hit The Road Jack сопровождает уход удаленного судьей игрока.
Рэй всю жизнь боролся с расизмом и предрассудками общества, поддерживал идеи Мартина Лютера Кинга. Он отменял концерты, если знал, что зрители будут сидеть раздельно, подшучивал над расистами, которых встречал, упрекая за их невежество. Он интегрировал госпелы, сочетая их с джазом, хотя это не нравилось, как уже говорилось, афроамериканской аудитории. Они кричали: "Ты превращаешь божью музыку в музыку для секса". Но Чарльзу было все равно, он говорил, что музыка идет из его сердца.
Он совершенно точно ощущал жизнь не такой, какой ее видим мы. Он был остр на язык, умел ловко выходить из самых странных и несправедливых ситуаций (в фильме "Рэй" демонстрируется несколько случаев). Мама научила его чувствовать окружающий мир, когда он ослеп. Она подсказала ему, как обходиться без трости, как ориентироваться на слух, благодаря чему уши никогда его не подводили. Он получил 17 премий Grammy, выпустил более полусотни альбомов.
Рэй совсем чуть-чуть не дожил до премьеры своего биографического фильма, но знал о нем, участвовал в записи саундтрека и даже читал сценарий, который специально для него распечатали шрифтом Брайля. Этот фильм кончается одним из важнейших событий в жизни Рэя Чарльза, которое случилось в 1979 году в капитолии штата Джорджия.
В 1961 году музыканту было запрещено выступать в этом штате, поскольку тот требовал, чтобы публика в зале сидела на равных условиях, а не делилась по расовому признаку. "Воздействие Рэя Чарльза на американскую культуру не менее важно, ибо он тронул сердца людей", — произносит один из актеров фильма с трибуны. В этот же день прекрасная Georgia On My Mind стала гимном штата, а сам Рэй Чарльз гордился этим событием больше, чем любым другим в своей жизни.