МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Театр "Содружество актеров Таганки" представит в субботу первую премьеру сезона - спектакль "Карьера Артуро Уи", которой могло не быть в режиссуре Зигфрида Кюна. Театр посвятит постановку памяти художественного руководителя театра народного артиста РСФСР Николая Губенко, умершего на 79-м году жизни 16 августа 2020 года.
Режиссер Зигфрид Кюн впервые поставил пьесу Бертольта Брехта "Карьера Артуро Уи" в 1964 году. Это был его дипломный спектакль во ВГИКе. Главную роль Артуро Уи исполнял выпускник ВГИКа Николай Губенко, а художником был Борис Бланк, который создал сценическое решение и для спектакля в 2020 году.
Роль Артуро Уи в современной постановке исполняет Алексей Финаев-Николотов. По словам актера, режиссер хотел оставить прошлое в прошлом, и, несмотря на огромное количество связей со студенческой постановкой 50-летней давности, сделать совершенно новый спектакль уже на большой сцене с профессиональными актерами.
По пьесе Брехта, Артуро Уи - лидер гангстерской группировки из Чикаго. Вся группа - аллюзия на реальных исторических персонажей. Так, в образе Артуро Уи воплощен Адольф Гитлер, а в других персонажах его сторонники - политические деятели Пауль фон Гинденбург, Эрнст Рём, Йозеф Геббельс и Герман Геринг.
Карикатурный персонаж
"Это спектакль масок. И я искал эту маску диктатора, захватчика, истерика. По сути мой персонаж - человек алчный, по-своему трусоватый, очень жаждущий власти над обществом. Он собрал в себе бездну отрицательных качеств", - сказал Финаев-Николотов в разговоре с ТАСС. Он добавил, что, несмотря на негативные черты характера, многие были заинтересованы в приходе Артуро Уи к власти, его поддерживали промышленники, представители бизнеса. "Поэтому получается, что человек, который в начале пьесы ничего собой не представляет, оказывается полезным. И так эту личность возвеличивают, а дальше сбросить уже не могут", - отметил артист.
Актер отметил, что занятые в постановке артисты во время пандемии по видеосвязи провели огромную работу с Зигфридом Кюном и педагогом по речи Натальей Волошиной, чтобы освоить особую брехтовскую интонацию. "Русский язык очень мелодичный, а немецкий, напротив, ровно в точки, быстрая, точная речь без интонирования, без лишних пауз. Для нас это было очень непривычно, - пояснил он. - Слово в этом спектакле царит над всем. Слово, голос - самое важное, то, за чем стоит идти на этот спектакль".
Артист поделился, что с того момента, как он был утвержден на роль, ему не удалось пообщаться с Николаем Губенко и обсудить ее. "Это было бы очень ценно. У меня была большая мечта как для артиста его театра, чтобы он, конечно, это увидел", - рассказал он.