На сцену Большого театра вернулась опера "Царская невеста" Римского-Корсакова
Постановку седьмой версии спектакля осуществила израильский режиссер Юлия Певзнер
МОСКВА, 22 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Ольга Свистунова, Валерия Бабушкина/. На Историческую сцену Большого театра в субботу возвращается самая популярная опера Римского-Корсакова "Царская невеста". В том, что прием будет очень теплым, можно не сомневаться. Уже на генеральной репетиции, состоявшейся в минувшую пятницу, по реакции целиком заполненного зрительного зала стало ясно: спектакль будет иметь успех.
Овациями встретила публика выдающегося маэстро, Народного артиста СССР Геннадия Рождественского, который в тот вечер встал за дирижерский пульт. Это он фактически спас спектакль, оказавшийся под угрозой срыва.
Форс-мажор случился 2 декабря прошлого года, когда экс-музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский неожиданно подал заявление об уходе и с 3 декабря был освобожден от занимаемой должности по собственному желанию. В числе творческих планов, которые должен был осуществить Синайский, значилась, в частности, опера "Царская невеста". Ее решено было восстановить на основной сцене ГАБТа в уникальных декорациях Федора Федоровского, признанных "золотым фондом" Большого театра. Проект надо было спасать, и генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в срочном порядке бросился искать дирижера для этого спектакля. И очень быстро нашел маститого Геннадия Рождественского, которого публика на генеральном прогоне по праву приветствовала как героя.
Зрителям представилась возможность по достоинству оценить декорации выдающегося театрального художника Федора Федоровского. Его эскизы к спектаклю, датируемые 1955 годом, стали основой для обновленной, уже седьмой по счету версии "Царской невесты" в Большом театре. Нынешнюю постановку осуществила израильский режиссер Юлия Певзнер.
"Это замечательная опера, которая очень трогательно рассказывает о судьбе молодой женщины, ставшей жертвой своего окружения, - сказала режиссер на пресс-брифинге, предварившем генеральный прогон. - Надеюсь, что мы все со слезами на глазах будем сочувствовать главным героям, поддавшимся пагубным страстям, которые ведут их к неизбежной смерти".
Римский-Корсаков написал "Царскую невесту" в 1898 году, использовав в качестве либретто одноименную драму Льва Мея, сюжет которой основан на реальных событиях. В 1571 году купеческая дочь Марфа Собакина на смотринах была избрана в невесты царя Ивана Грозного, а спустя 15 дней неожиданно скончалась. Молва приписала раннюю и скоропостижную смерть действию яда. В "Царской невесте" вокруг этой трагедии разворачиваются дополнительные интриги: честная Марфа собирается замуж за любимого, меж тем как о ней мечтает опричник Грязной, которого, в свою очередь, ревнует страстно влюбленная в него Любаша, готовая ради своего чувства на все.
Премьера "Царской невесты" состоялась 22 октября 1899 года в Частной опере Мамонтова и сразу же завоевала признание публики.
Совершенно особое место опера заняла в репертуаре Большого театра. Впервые выйдя на его сцену со значительным опозданием - лишь в 1916 году, "Царская невеста" уже не расставалась с ним надолго: на смену старой постановке довольно быстро приходила новая.
Всего же в Большом театре она выдержала шесть постановок, которые в разные годы осуществили Петр Оленин, Владимир Нардов, Виктор Раппопорт, Борис Покровский, Юрий Петров и Олег Моралев.
По словам Юлии Певзнер, она попыталась внести свои акценты и даже добавила в постановку два новых эпизода. Один из них зритель увидит уже в увертюре, во время которой открывается занавес, и в туманной дымке появляется Марфа, парящая над сценой на качелях. "Эти качели, как поэтический образ, проходят через весь спектакль. Марфа ведь очень юна, и даже ее музыкальные характеристики все время взлетают вверх", - пояснила режиссер. В то же время эта сцена подразумевает сон Григория Грязного о своей возлюбленной. Другое нововведение ждет публику во вступлении к третьей картине, куда добавилась сцена царских смотрин.
В целом же визуальный облик спектакля будет узнаваем. "Мы сохранили основные пропорции и цветовое решение декораций Федора Федоровского. Однако картинка стала рельефной и объемной, - рассказала сценограф Альона Пикалова. - К сожалению, мы не можем механически перенести под современное освещение те декорации, которые были рассчитаны на совершенно другой свет. Мы позволили себе отредактировать их в соответствии с записями самого художника".
Зритель увидит старинную русскую горницу, где в красном углу мерцает лампадка, а на полу лежит шкура медведя, сможет полюбоваться роскошным царским теремом со стрельчатыми арками, расписанными причудливыми узорами, а также "побывает" на древней улице в Александровской слободе. Особого внимания заслуживают костюмы артистов, которые выходят на сцену в бархатных кафтанах, расшитых золотом сарафанах и сияющих кокошниках.
Традиционно в этой опере задействованы лучшие певцы. К примеру, в партии Марфы в разные годы блистали Антонина Нежданова, Елена Степанова, Глафира Жуковская, Елизавета Шумская, Наталия Шпиллер, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко. В партии Любаши были заняты Надежда Обухова, Мария Максакова, Вера Давыдова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская. Для нынешней постановки подготовлено несколько составов. Среди исполнителей в афише значатся как молодые артисты Большого театра, так и известные солисты. Среди них - Владимир Маторин, Ольга Кульчинская, Александр Касьянов, Агунда Кулаева, Ирина Боженко, Марат Гали, Александр Краснов, Светлана Шилова, Николай Казанский, Александр Науменко и другие.
Генеральный прогон завершился аплодисментами и криками "Браво!" каждому солисту, выходившему на поклоны. Особых оваций удостоился Геннадий Рождественский. "Аура музыкального волшебства Геннадия Николаевича вдохновляет всех артистов, поэтому мы надеемся на успешную премьеру и ждем всех в гости", - отметил новый музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.
Серия премьерных показов "Царской невесты" продлится 23 и 25 февраля.