30 октября 2014, 11:27

Эксперты прогнозируют рост популярности горнолыжных курортов Северного Кавказа

Андрей Полуянов

На растущий туристический спрос влияет развитие рекреационной инфраструктуры в регионе и переориентация россиян на внутренние зоны отдыха

Горнолыжные курорты Северного Кавказа – Эльбрус, Архыз, Чегет, Цей, Домбай и Красная Поляна – в наступающем зимнем сезоне 2014/2015 гг. значительно увеличат показатели по привлеченному туристическому потоку, убеждены российские эксперты.

Об этом, в частности, свидетельствует повышение спроса на внутренние авиаперелеты на фоне снижения доли трансграничных перелетов, рекордное за последние пять лет. По словам главы онлайн-трэвел агентства Biletix Александра Сизинцева, «к зиме данная тенденция не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие». «Поэтому российские горнолыжные курорты Северного Кавказа в этом сезоне имеют прекрасную, беспрецедентную возможность привлечь рекордное количество туристов-горнолыжников, в последнее время массово выбиравших иностранные курорты, и сделать лояльной эту аудиторию на многие годы вперед», – убежден он.

Растет и число бронирований авиабилетов в аэропорт Минеральные Воды, из которого налажено удобное транспортное сообщение со многими высокогорными курортами региона, в том числе с октября 2014 года ходят рейсовые автобусы до поселка «Романтик» на курорте «Архыз» в Карачаево-Черкесии. «Минеральные Воды вошли в топ-10 самых популярных авианаправлений на предстоящие ноябрьские праздники. Учитывая, что в этом году рост тарифов на рейсы иностранных авиакомпаний превышает рост тарифов на отечественные, зимой направление Минеральных Вод будет пользоваться повышенным спросом. В 2012 году доля продаж авиабилетов в зимний сезон в Минеральные Воды составила 3% от общего объема продаж Biletix, в 2013 году – 3,8%. Вполне возможно, что в этом году эта доля составит 4-5%», – рассказал Александр Сизинцев корр. ТАСС.

По данным Федерального агентства по туризму, рынок внутреннего туризма в России последнее время существенно вырос – примерно на 25%. Во многом это связано с нестабильной ситуацией на рынке выездного туризма, которая привела к череде громких банкротств туроператоров летом этого года. «Нестабильность выездного туризма обозначает проблему «куда поехать», т.е. освобождается некоторая ниша. А вот какой курорт или курорты займут эту нишу, зависит от того, как этот объект будет готов к непростой миссии. Ведь популярность того или иного туристического объекта зависит от привлекательности самого объекта, соотношения «цена/качество» и множества аналогичных параметров», – отмечает независимый консультант в сфере туризма Алла Филимонова.

Набирающие популярность горнолыжные курорты Северного Кавказа смогут предложить туристам широкие возможности для отдыха. «Главная причина их популярности в том, что в этом регионе активно строятся горнолыжные трассы, создается гостиничный фонд, современная инфраструктура. Это и является основной притягательной силой. Ну и, естественно, более простая логистика, да и ценовой момент тоже нельзя исключать», – убежден руководитель пресс-службы Ассоциации лыжных видов спорта России и Федерации фристайла России Михаил Вержба.

«Курорты могут рассчитывать на категорию туристов среднего класса, которые достаточно хорошо знакомы с горными лыжами, сноубордом, фристайлом – со всеми активными зимними видами спорта; тех, кто уже многое прошел и не боится открывать для себя новые точки для катания, для занятия спортом и активного отдыха. Я не сомневаюсь, что они привезут с собой свои семьи, и думаю, что через некоторое время этот регион станет одним из самых популярных среди данной категории российских туристов», – отметил эксперт.

По мнению Александра Сизинцева, идеальный вариант для горнолыжного отдыха на Северном Кавказе найти для себя этой зимой сможет каждый. «Для продвинутых райдеров, ориентированных на достаточно экстремальное катание, будут идеальны склоны Эльбруса, Домбая, Чегета и Цея. С расширением зоны катания, прежде всего за счет курорта «Архыз» с его «зелеными» и «синими» трассами, Северный Кавказ стал отличным направлением и для новичков, которые только осваивают горнолыжные виды спорта. Олимпийская столица Красная Поляна с четырьмя обширными зонами катания – универсальный курорт, который подойдет абсолютно всем», – резюмирует эксперт.

Важным фактором для привлечения туристов станет и возможность комбинировать зимний отдых в горах с экскурсионными маршрутами, посещением культурно-исторических достопримечательностей региона. «Безусловно, богатая история, архитектура, национальная кухня, национальные сувениры – все это очень весомые аргументы в пользу привлечения туристов. Если при этом решается задача развития соответствующей инфраструктуры, продумана логистика путешествий, привлечены к работе грамотные, умеющие увлечь гиды, а стоимость, включая транспортные расходы, ориентирована на широкую целевую аудиторию, можно ожидать увеличения турпотока», — отмечает Алла Филимонова.

В перспективе — при условии наличия соответствующей инфраструктуры — северокавказские рекреационные площадки могут привлечь и профессиональных спортсменов. Как рассказал Михаил Вержба, в настоящее время прорабатывается проект создания на Эльбрусе базы летней подготовки спортсменов – как членов сборных команд России, так и региональных команд по горным лыжам, фристайлу и сноуборду. «Эта база не только позволит нашим спортсменам готовиться к соревнованиям на высоком уровне, но и привлечет, в том числе, внимание туристов. Поскольку будет инфраструктура, трассы, а это всегда привлекательный момент для людей, которые увлекаются зимними видами спорта». Он напомнил, что уже в 2014 году завершится строительство автомобильной дороги Кисловодск – Долина Нарзанов – Джилы-Су – Эльбрус, которая обеспечит связь курорта, имеющего «очень хороший рекреационный потенциал», со Ставропольским краем, Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией.

По словам экспертов, большое внимание параллельно с развитием туристической инфраструктуры и решением других вопросов должно быть уделено созданию нового имиджа Северного Кавказа. «Формирование позитивного имиджа курорта – настолько важный, на мой взгляд, момент, что его трудно переоценить. Если в рекламную кампанию будет включена работа по созданию узнаваемого, привлекательного бренда курортов, который у потенциальных туристов будет ассоциироваться с положительными эмоциями, это тоже поможет продвижению региона. Я убеждена, что негативный стереотип преобладает, только если ему ничто не противостоит. Поясню: привлекательность Египта не смогли поколебать ни революции, ни многочисленные транспортные происшествия, ни акулы у побережья. Т. е. привлекательность отдыха вкупе со столь же привлекательной ценой творит чудеса», – считает консультант в области туризма Алла Филимонова.

С этим мнением согласен Илья Уманский, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), генеральный директор турфирмы «Алеан»: по его словам, «работа по формированию положительного имиджа, узнаваемого, интересного потребителю бренда очень важна». «При этом эффективность популяризации за счет использовании интернет-среды, инструментов Social media крайне высока. Потенциальные потребители активно общаются в интернете, знакомятся с отзывами, делятся впечатлениями, в процессе этого меняется сложившееся мнение о регионе, возможностях отдыха, культурных и рекреационных особенностях, о людях. Таким образом, создается интерес к региону в целом, возрастает спрос к туристскому продукту», – отмечает эксперт.