18 апреля 2023, 10:05
Статья

Только от инфаркта в России ежегодно умирают десятки тысяч человек, а в целом на сердечно-сосудистые заболевания приходится почти половина всей смертности в стране. "Если внедрим наш проект, то за год в России сохраним 1 350 жизней", — говорит Богдан Олейник, кардиохирург из Уфы. Он создал сервис маршрутизации скорой помощи "Кардионет", который позволит максимально быстро доставлять сердечников в больницу. Рассказываем об эффективности и результатах работы сервиса

Богдан Олейник. Личный архив Богдана Олейника
Богдан Олейник

Идея, подсказанная жизнью

Идея об информационной системе, которая помогала бы фельдшеру скорой помощи найти оптимальный маршрут и выбрать самое подходящее медучреждение, куда следует везти пациента, пришла к Богдану Олейнику еще в начале 2000-х, во времена студенчества и параллельной работы на скорой в Уфе.

"Сталкивался с тем, что, когда забираешь пациента, надо звонить старшему врачу, уточнять, куда именно ехать с этим больным, узнавать, есть в той или иной больнице свободные места. Были случаи, что привозишь пациента, а его не принимают и надо ехать в другое место. На этом теряются драгоценные минуты", — вспоминает Олейник.

После скорой он работал кардиохирургом, преподавал в мединституте, затем возглавил отдел республиканского минздрава, занимающийся инновациями, и еще больше осознал важность временнóго фактора в спасении жизней, особенно в случаях с инфарктами.

Личный архив Богдана Олейника

Однако перейти к воплощению идеи в жизнь получилось лишь в 2020 году. "Я участвовал в конкурсе "Лидеры России", стал победителем в направлении "Здравоохранение", — рассказывает Олейник. — Тогда и поделился идеей со своим наставником — академиком РАН Владимиром Ивановичем Стародубовым. Он-то и предложил заняться проектом вплотную".

На разработку сервиса, по словам Богдана Олейника, ушло порядка полугода. IT-специалистов нашел в родной Башкирии, в медуниверситете, где тогда преподавал. "У нас есть такие неравнодушные ребята. Это с самого начала полностью социальная история для всей команды", — подчеркивает Олейник.

Созданный сервис, объясняет автор проекта, является по сути мобильным приложением, которое можно установить на телефон или планшет. Его задача — определить оптимальную медицинскую организацию с точки зрения наличия мест, расстояния, а также дорожной ситуации в данный момент.

"Это похоже на работу агрегатора такси, когда приложение ищет ближайшую к вам машину с учетом пробок, опрашивает водителей. А наш сервис опрашивает ближайшие сосудистые центры в автоматическом режиме. Так что идею подсказала сама жизнь. Если есть приложения даже для заказа пиццы, с помощью которых мы получаем горячее блюдо из оптимального места, то почему нельзя так же пациента с инфарктом направить в оптимальную для него больницу?" — говорит Олейник.

Станислав Красильников/ ТАСС

Сервис также помогает врачам в принятии важного решения — делать ли пациенту укол тромболитика. Он требуется, только если время в пути превысит два часа. Приложение "Кардионет" дает врачам четкую информацию об этом, снижая вероятность ошибки.

Но один из самых принципиальных моментов, который изменится с использованием такого приложения, — это взаимодействие регионов. Сейчас информационные системы разных субъектов РФ, объясняет специалист, не интегрированы друг с другом. При этом часто пациенту с инфарктом миокарда, живущему на границе регионов, значительно ближе поехать в соседнюю область. Однако на практике это невозможно.

"Как посчитали коллеги из Высшей школы экономики, в России примерно 8 млн человек живет на границах регионов", — приводит данные Олейник.

В отличие от существующей сегодня системы, когда все сосудистые центры четко закреплены за определенными районами обслуживания, приложение "Кардионет" предлагает перейти на гибкую систему, межрегиональное сотрудничество и выбор учреждения, исходя из временнóго фактора.

"Снижение смертности на четверть"

Обкатать приложение и проверить его в деле удалось в Курской области, где проект был запущен в тестовом режиме в конце 2021 года. "Выбирали регион при помощи Минздрава РФ, разослали всем предложение. Курск тогда быстро откликнулся", — говорит Олейник.

Первые же результаты оказались очень впечатляющими. По данным авторов проекта, среднее время медицинской эвакуации для пациентов уменьшилось по области более чем на 10 минут. А в четырех районах региона экономия времени и вовсе составила от 40 до 90 минут.

Михаил Терещенко/ ТАСС

"При этом прогнозное снижение смертности от инфаркта миокарда достигло 24%. То есть только за счет управленческих решений можно на четверть снизить смертность", — подчеркивает Олейник.

В 2022 году после удачного старта в Курской области Богдан Олейник представил свое решение на форуме "Сильные идеи нового времени" (реализует Агентство стратегических инициатив, АСИ), и оно вошло в топ-100 идей мероприятия.

"Нам нужно показать работу уже на межобластном уровне, на федеральном округе. Задача, которая требует уже межрегионального, межведомственного взаимодействия, государственная задача. И конечно, к ее решению подключили АСИ, которое как раз и занимается такими масштабными проектами", — говорит Олейник.

В данный момент при помощи АСИ готовится запуск сервиса в Уральском федеральном округе. Уже получено согласие от Башкирии, ведутся переговоры и с другими областями-соседями. По словам Олейника, запуск планируется в ближайшие несколько месяцев. К работе подключены региональные минздравы, фонды медицинского страхования, Академия наук.

Будущее проекта и искусственный интеллект

Работа в Уральском федеральном округе будет учитывать "сырые места" приложения, выявленные на тестах в Курске.

"Мы поняли, что покрытие мобильной связи есть не везде. И это проблема. Поэтому сервис должен обязательно иметь офлайн-режим. Существующие электронные сервисы для скорой помощи работают как стандартные сайты — без интернета в них не зайдешь. Фишка нашего приложения в том, что оно уже установлено на мобильном устройстве и может работать без связи. Маршруты могут быть построены в офлайн-режиме, а с появлением интернета вся информация актуализируется", — объясняет Олейник.

Кроме того, планируется внедрить работу искусственного интеллекта, который при выборе оптимального маршрута будет учитывать еще больше аспектов. Например, ИИ сможет принимать во внимание, что скорая с маячками движется быстрее общего потока в пробке. Первые результаты тестирования в УФО можно будет оценивать минимум через полгода после старта.

По мнению Олейника, у проекта большое будущее в России. "Я вижу в этом актуальность и вижу эффект, — говорит он. — Конечно, можно пойти по сложному пути. Строить много дорогих сосудистых центров. Оснащать их оборудованием. И да, это решит проблему доступности. Но возникнет другая проблема — центры могут быть недозагружены. Поэтому это дорогой, долгий и не факт, что хороший путь. А мы предлагаем смарт-решение, умное решение, которое и сэкономит государственные деньги, и загрузит существующие центры".

IT-маршрутизация, подчеркивает он, полностью соответствует целям нацпроекта "Здравоохранение" по снижению смертности к 2024 году. "Сейчас мы должны показать, как это работает на межрегиональном уровне. И уже можно будет выходить на всю Россию", — говорит автор.

Оксана Сотник