ЕС завершает подготовку 3-го пакета санкций против Минска и введет их в ближайшее время
Ожидается, что третий черный список по Минску будет представлен на следующей неделе
БРЮССЕЛЬ, 7 декабря. /ТАСС/. Евросоюз завершает работу над третьим пакетом санкций против властей Белоруссии и намерен ввести эти рестрикции в ближайшее время. Об этом заявил в понедельник глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам заседания Совета ЕС в Брюсселе.
"Мы сейчас заканчиваем работу над третьим пакетом санкций. Надеюсь, ничего не помешает быстрому завершению процесса и их введению в скором времени", - сказал он.
Как сообщил корреспонденту ТАСС источник в делегации одной из стран в Совете ЕС, ожидается, что третий черный список по Минску будет представлен на следующей неделе. В него войдут около 30-40 физических и юридических лиц Белоруссии.
В Белоруссии 9 августа прошли президентские выборы. Согласно данным ЦИК, победу на них одержал действующий глава государства Александр Лукашенко, получив 80,10% голосов. Второе место с 10,12% заняла Светлана Тихановская, которая не признала результаты голосования. Сразу после подведения итогов голосования в Белоруссии начались массовые акции протеста, которые в первые дни вылились в столкновения с сотрудниками органов правопорядка, они продолжаются по сей день.
К настоящему времени ЕС ввел два пакета санкций против Минска, меры коснулись 55 представителей руководства страны, в том числе президента Александра Лукашенко и представителей силовых структур. Всем им запрещен въезд в ЕС, их счета в европейских банках, если будут обнаружены, подлежат заморозке.
Турция
Министры иностранных дел 27 стран Евросоюза пришли к заключению, что поведение Турции меняется, но в худшую сторону, в связи с чем вопрос будет обсуждаться на саммите глав государств и правительств сообщества 10-11 декабря.
"Министры согласились, что фундаментальных изменений в поведении Турции нет, наоборот, оно ухудшилось в некоторых аспектах. Эволюция не позитивная. Министры расскажут лидерам своих стран, которые затем обсудят это на саммите", - сказал он.
На вопрос журналистов о том, каких решений стоит ожидать от саммита, Боррель ответил: "Саммит сделает то, что было обещано: оценит ситуацию, эволюцию с последнего саммита и примет решение на основании этой оценки. К несчастью, как я сказал, мы не увидели положительного прогресса".
10-11 декабря в Брюсселе пройдет саммит ЕС, на котором лидеры европейских государств, как ожидается, рассмотрят все меры воздействия на Турцию, в частности из-за ее действий в Средиземноморье. Официальный представитель греческого правительства Стелиос Пецас сообщил в пятницу, что премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис потребует на саммите ЕС санкций в отношении Турции и введения эмбарго на поставки ей оружия.
Выборы в Венесуэле
Евросоюз не признает результаты парламентских выборов в Венесуэле, так как, по мнению сообщества, их проведение не отвечало демократическим стандартам.
"Все министры единогласно согласились, что эти выборы не соответствовали минимальным демократическим стандартам, поэтому результаты не могут быть признаны Евросоюзом", - сказал он.
Боррель призвал власти Венесуэлы "уделять приоритетное внимание интересам венесуэльского народа и в срочном порядке объединиться для начала переходного процесса". "ЕС готов поддержать такой процесс и будет продолжать работать со всеми соответствующими субъектами", - добавил он.
Парламентские выборы, на которых гражданам Венесуэлы предстояло избрать 277 депутатов Национальной ассамблеи (парламента), состоялись в минувшее воскресенье. После подсчета 82% бюллетеней проправительственный "Великий патриотический полюс" набирает 67,6% голосов, на втором месте - представляющий умеренную оппозицию "Демократический альянс" с 17,95% голосов. Значительная часть противников действующего правительства, которые в настоящее время контролируют парламент, в том числе лидер оппозиции Хуан Гуайдо, отказались от участия в голосовании и выразили сомнения относительно результатов выборов еще до их оглашения.
Санкции США
Экстерриториальные санкции США против европейских компаний работают, и защититься от них Евросоюзу могла бы помочь концепция стратегической автономии, которая при этом должна лишь укреплять отношения ЕС с США, заявил Жозеп Боррель.
"Стратегическая автономия позволит нам защитить себя от того, с чем мы не согласны. Например экстерриториальные санкции, введенные некой страной, которые негативно влияют на наши компании. Мы выступаем против таких санкций, но на практике они имеют эффект, а значит нам необходима способность сопротивляться, это и есть часть стратегической автономии. Автономия - это отсутствие зависимости", - заявил Боррель.
В то же время он пояснил, что сопротивление экстерриториальным санкциям - то есть запретительным мерам, которые действуют за пределами территории государства или организации, которые их ввели, - это лишь отдельный пример реализации этой концепции.
США ввели экстерриториальные санкции против Ирана после выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий по Ирану (СВПД) в 2018 году, что привело к фактическому прекращению сотрудничества с Ираном европейского крупного бизнеса, попавшего под действие этих санкций, контрмеры ЕС эффекта не дали. Сейчас США, которые уже ввели ряд ограничений против российского газового проекта "Северный поток - 2", грозят экстерриториальными санкциями европейским компаниям - участникам проекта.
Автономия - для дружбы с США
"Многие считают, что стратегическая автономия направлена против США или против НАТО, но это в корне неверно, - продолжил Боррель. - Стратегическая автономия Евросоюза должна обеспечить нам возможность работать рука об руку с США, трансатлантические отношения и стратегическая автономия идут рука об руку, это две стороны одной медали".
"Нужно четко понимать: концепция стратегической автономии не имеет никакого отношения к протекционизму. Она также не идет против НАТО, против функций альянса по защите своей территории, тогда как стратегическая автономия позволяет нам лучше защищать свои интересы в мире", - пояснил он. Боррель отметил, что "впервые этот тезис появился в области безопасности и обороны (в которых страны ЕС искренне считают себя зависимыми от США и НАТО - прим. ТАСС), однако впоследствии он распространился на другие сферы: цифровую экономику, торговлю, медицину".
"В ходе пандемии мы ощутили себя зависимыми от импорта такой ерунды, как матерчатые маски, которые мы не могли в достаточном количестве производить у себя. Мы обеспечили свою автономию, создав их производство в Европе. Таким же образом мы можем обеспечить автономию в других сферах, в том числе в цифровой. Сейчас Еврокомиссия работает над документом об обеспечении экономического суверенитета Евросоюза, но это то же самое. Суверенитет - это просто более сильное слово, чем автономия, он означает снижение зависимости", - подчеркнул Боррель.
Как понимать суверенитет?
Концепция стратегической автономии ЕС все еще далека от своей реализации, ибо, как признал перед началом министерской встречи все тот же Боррель, обсуждение этой концепции займет "весьма долгое время, поскольку нам еще нужно уточнить, что же это такое, и почему мы должны развивать дальше то, что мы уже согласовали".
Тема автономии, а тем более суверенитета ЕС, должно быть достаточно сложна для понимания ряда европейских министров, поскольку на той же встрече Совет ЕС утвердил единогласно и практически без обсуждения декларацию об отношениях с США при новой администрации демократа Джозефа Байдена. В ней главы МИД ЕС фактически предложили забыть обо всех разногласиях эры Трампа и восстановить гармоничную трансатлантическую дружбу и сотрудничество во всех возможных областях - от защиты прав меньшинств и энергобезопасности до обороны и установления единых правил торговли. ЕС также призвал восстановить единство всех "мыслящих в унисон демократических держав" мира, фактически возродив "золотую эру Обамы", как теперь называют европейские атлантисты период отношений с США до прихода в Белый дом Дональда Трампа.
Черный список по правам человека
Ни одна страна ЕС пока не предложила ни одного кандидата для включения в созданные в понедельник санкционный список по правам человека.
"Пока ни одна из стран ЕС не предложила никого, кого можно было бы внести в этот список, но я уверен, что ситуация изменится в будущем", - сказал Боррель. Таким образом, оно опроверг многочисленные утечки в различных СМИ, что ЕС уже обсуждает внесение в этот список российских, белорусских, китайских, венесуэльских и прочих политиков.
Совет ЕС на уровне глав МИД окончательно утвердил в понедельник создание глобального режима санкций за нарушения прав человека. Он не стал копией американского "акта Магнитского" и не был назван каким-либо именем собственным.
Всем включенным в перечень будет запрещен въезд на территорию ЕС и доступ к финансовой системе Евросоюза. Все их активы (в случае обнаружения) в европейских банках подлежат заморозке, резиденты ЕС не имеют права предоставлять этим лицам любые финансовые услуги, в особенности кредитные. Документ, как и сообщали ранее европейские источники, не носит экстерриториального характера, то есть все ограничительные меры действуют только на территории Евросоюза.
Повторение пройденного
Структурно этот механизм не будет ничем отличаться от существующих ограничительных мер сообщества, предусмотренных за "нарушение прав человека" в отношении отдельных государств, например Белоруссии, Мьянмы, Ирана. Единственное отличие нового режима заключается в том, что с его помощью рестрикции могут быть наложены на гражданина любого государства, если Брюссель подозревает его в нарушении прав человека у него на родине, независимо от того, существует ли санкционный режим ЕС против этой страны.
В постановлении отмечается, что в новый черный список войдут лица и организации, которых Совет ЕС сочтет виновным в следующих преступлениях и нарушениях по всему миру: "геноцид, преступления против человечности, серьезные нарушения или злоупотребления в области прав человека, среди которых пытки, рабство, внесудебные или произвольные казни и убийства, насильственные исчезновения лиц, произвольные аресты или задержания".
Данный санкционный режим утвержден министрами без обсуждения, поскольку он уже был согласован 2 декабря на уровне послов всех 27 государств сообщества.