Хотя это событие повысило значимость местных АЭС, японские власти продолжают курс на разработку альтернативных источников энергии, укрепившийся после аварии на атомной станции "Фукусима-1" весной 2011 года.
Усиленный энергоблок мощностью 890 МВт, находящийся на АЭС "Сэндай" на юго-западе Японии, способен выдержать прямое падение тяжелого пассажирского самолета, захваченного террористами. Реактор также оснащен устройствами, описание которых держится в секрете, применяемыми на случай атаки диверсантов. Кроме того, он обладает повышенной защищенностью систем на случай стихийных бедствий, благодаря чему его работа ни при каких обстоятельствах не должна привести к выбросам радиоактивных веществ в окружающую среду.
Приостановки и компенсации
Подобные требования к повышенным нормам безопасности были введены Комитетом по контролю за атомной энергетикой Японии для недопущения событий, произошедших на АЭС "Фукусима-1". Тогда ударом цунами были выведены из строя системы энергоснабжения и охлаждения станции, в результате чего расплавилось ядерное топливо, которое прожгло защитные корпуса трех энергоблоков. Это в свою очередь спровоцировало выбросы большого объема радиоактивных веществ, что в конечном счете привело к заражению прилегающих к АЭС районов. При этом общие расходы на демонтаж станции, процесс которого займет от 30 до 40 лет, были оценены правительственными экспертами в 8 трлн иен (около $76,9 млрд).
Примечательно, что до аварии в Японии работали более 50 реакторов, которые производили примерно треть электроэнергии в стране. Сейчас действуют лишь три энергоблока на двух японских АЭС, остальные были приостановлены на техосмотры из-за несоответствия требованиям безопасности. Ожидается, что работа этих реакторов будет постепенно восстановлена после осуществления мер по их укреплению.
Между тем 28 октября генеральный секретарь кабинета министров Японии Кацунобу Като заявил, что правительство в настоящий момент не планирует увеличение числа атомных станций в стране. Эта позиция Токио во многом продиктована сохраняющейся обеспокоенностью японцев по поводу безопасности использования АЭС.
Так, 4 декабря жители префектуры Фукуи в центральной части Японии смогли добиться в суде аннулирования разрешения на перезапуск двух реакторов АЭС "Ои", которые на тот момент уже были проинспектированы японским атомным регулятором, подтвердившим их безопасность. Однако истцы остановили эту процедуру, утверждая, что энергоблоки недостаточно защищены от возможного мощного землетрясения.
Другим громким процессом в сфере атомной энергетики стало коллективное обращение 3,5 тыс. жителей префектуры Фукусима, которые потребовали компенсацию за вред, нанесенный им аварией на АЭС в 2011 году. 30 сентября суд признал ответственность государства и крупнейшей в Японии энергетической компании Tokyo Electric Power (TEPCO) за произошедшее, отметив, что ответчики могли, но не стали принимать меры на случай возникновения сильного цунами. В результате рассмотрения дела было также решено выплатить истцам сумму 1 млрд иен (около $9,6 млн).
В поисках альтернативы
Напряженная ситуация вокруг атомных станций заставила японские власти дистанцироваться от перспектив наращивания мощностей АЭС и подтолкнула их к изучению альтернатив в энергетике. Одной из них могла стать работа теплоэлектростанций на угле, однако Токио рассматривает деятельность этих станций как противоречащую задаче правительства свести к нулю выбросы углекислого газа в атмосферу к 2050 году.
В этой связи 3 июля японский министр экономики, торговли и промышленности Хироси Кадзияма заявил, что власти начнут разработку плана по выводу из эксплуатации угольных электростанций к 2030 году ради создания безуглеродного общества. Сейчас в Японии действуют около 140 подобных объектов, 26 из них построены недавно и представляют собой современные энергоблоки с высоким КПД и низкими выбросами углекислого газа. Из оставшихся 114 правительство планирует прекратить работу около 100. Таким образом, после 2030 года угольные электростанции должны остаться только в префектурах Окинава, Хоккайдо и других особых районах с целью обеспечения дополнительных мощностей на случай стихийных бедствий и аварийных ситуаций.
Соответствующий подход характерен и для японского бизнеса. К примеру, 11 ноября агентство Kyodo сообщило, что крупная электротехническая корпорация Toshiba объявила о прекращении приема новых заказов на строительство угольных ТЭС. При этом сами предприятия Toshiba обязались к 2050 году сократить на 80% объем своих выбросов углекислого газа.
Более подходящим источником энергии в Японии считают сжиженный природный газ (СПГ), по объемам импорта которого страна занимает лидирующую позицию. В 2019 году объем закупок этого ресурса составил чуть более 77,3 млн тонн. В то же время доля использования СПГ в Японии достигла пика в 2014 году, когда на него пришлось 43% в общем объеме выработки электроэнергии, и с того момента начала сокращаться на фоне постепенного возвращения к эксплуатации АЭС. В итоге в японских хранилищах скопились значительные излишки газа, которые энергетические компании были вынуждены продавать с финансовыми потерями. У корпорации Kyushu Electric Power они, например, составили около 18 млрд иен (около $173 млн).
Ставка на водород и возобновляемые энергоресурсы
К наиболее перспективным направлениям правительство Японии относит использование водорода и возобновляемых источников энергии. 8 декабря газета "Никкэй" сообщила, что японские власти намерены к 2030 году довести долю использования водорода в энергетике до 10 млн тонн в год, что сопоставимо с мощностью 30 атомных реакторов. По данным газеты, для реализации этой стратегии руководство страны планирует ввести ряд налоговых льгот для представителей индустрии. Кроме того, 4 декабря премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга заявил, что правительство создаст фонд в размере 2 трлн иен (около $19,2 млрд), часть средств из которого будет направлена на создание производственных мощностей по масштабной и недорогой выработке водорода в стране.
Помимо этого, японские власти поставили целью добиться повышения доли возобновляемых источников в энергобалансе страны с нынешних 17% до 24% к 2030 году, однако соответствующая инициатива показалась недостаточной некоторым корпорациям и представителям политической элиты Японии. Так, 27 ноября газета Financial Times сообщила, что японская компания Sony заявила о необходимости нарастить объемы применения возобновляемых ресурсов до 40%, пригрозив правительству в противном случае вывести свое производство из страны. В свою очередь, 2 декабря, по информации агентства Kyodo, депутаты правящей Либерально-демократической партии разработали предложение по увеличению доли использования возобновляемых источников до 50%, направив его членам японского кабмина.
В итоге энергетическая политика властей Японии в ближайшие годы, вероятно, будет заключаться в сдержанном отношении к деятельности АЭС и последовательном прекращении работы угольных ТЭС. Между тем достижения японского правительства в вопросе расширения использования водорода и возобновляемых источников энергии можно будет оценить ближе к концу текущего десятилетия.
Дмитрий Венгерский, Токио