8 января 2021, 12:52,
обновлено 8 января 2021, 13:14
Расследование крушения Ту-154М под Смоленском

Суд в Польше отложил до мая рассмотрение дела об аресте российских диспетчеров

Ирина Полина/ ТАСС

Всего в польском суде было запланировано три заседания - отдельно по каждому из трех диспетчеров - Павлу Плюснину, Виктору Рыженко и Николаю Краснокутскому

ВАРШАВА, 8 января. /ТАСС/. Польский суд по варшавскому району Мокотув в пятницу принял решение отложить до мая рассмотрение ходатайства Генпрокуратуры республики о назначении временного ареста для российских диспетчеров, которые дежурили в аэропорту Смоленск-Северный в день крушения польского правительственного самолета Ту-154М 10 апреля 2010 года. Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в пресс-службе суда.

"Заседание по делу Павла П. (фамилия по польским законам не называется) было отложено до 27 мая 2021 года, заседание по делу Виктора Р. также перенесено на ту же дату", - информировали в пресс-службе. "Дата заседания по делу третьего диспетчера пока не назначена", - указали в суде.

Всего в польском суде было запланировано три заседания - отдельно по каждому из трех диспетчеров: Павлу Плюснину, Виктору Рыженко и Николаю Краснокутскому. Однако, как стало известно в пятницу, рассмотрение дела Краснокутского было отменено. Состоялись только два слушания за закрытыми дверями. Принявшие участие в заседаниях прокуроры от комментариев отказались. Все заседания проводятся заочно, без участия фигурантов.

В сентябре прошлого года стало известно, что первая следственная группа при Государственной прокуратуре Польши подала в районный суд в варшавском районе Мокотув ходатайство о временном аресте трех российских диспетчеров. Как сообщила пресс-секретарь прокуратуры Ева Бялик, обвинения, предъявленные диспетчерам, касаются умышленного доведения до авиакатастрофы, что привело к смерти большого числа людей.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя планы арестовать российских диспетчеров, заявила, что Варшава игнорирует факты и доводит ситуацию до абсурда, пытаясь заработать на трагедии политические очки и обвинить в случившемся Россию. Захарова констатировала, что все попытки Варшавы добиться выдачи авиадиспетчеров тщетны. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль негативно относится к обвинениям Варшавы по делу о крушении самолета с польским президентом Лехом Качиньским и требованиям об аресте российских диспетчеров.

Крушение и его расследование

Самолет Ту-154М разбился утром 10 апреля 2010 года под Смоленском в условиях густого тумана. В результате погибли все 96 человек, находившихся на борту, включая президента Польши Леха Качиньского и его супругу Марию. Высокопоставленная польская делегация летела в Катынь для проведения траурных мероприятий. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить авиалайнер, самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей.

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях.

В докладе польской правительственной комиссии среди причин крушения воздушного судна, помимо снижения до недопустимой высоты, названы также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS. Польские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.