11 января 2021, 16:38,
обновлено 11 января 2021, 17:23

Гутерриш сообщил о своем намерении баллотироваться на пост генсека ООН на второй срок

Первый пятилетний срок полномочий Гутерриша истекает в конце 2021 года

ООН, 11 января. /Корр. ТАСС Мария Хренова/. Антониу Гутерриш сообщил в письме председателю Совета Безопасности ООН, что выдвигает свою кандидатуру на второй срок в качестве генерального секретаря ООН. Первый пятилетний срок полномочий 71-летнего Гутерриша истекает в конце 2021 года.

"В связи с тем, что мой первый срок в качестве генерального секретаря ООН истекает в конце текущего года, я хочу информировать вас, что я готов служить второй срок в качестве генерального секретаря ООН, если такова будет воля государств-членов", - говорится в документе, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.

"С момента своего вступления в должность для меня было честью работать над реформой ООН, учитывая интересы ее стран - членов, защищая достоинство и благосостояние людей, обеспечивать устойчивость в развитии нашей планеты для будущих поколений", - отметил действующий глава ООН.

"Для меня будет честью продолжить служить организации для достижения ее благородных целей", - заключил Гутерриш.

О процедуре выборов генсека

Генеральный секретарь избирается на пять лет с возможностью переизбрания. Ограничений на количество сроков нет, однако до сих пор никто не занимал этот пост более 10 лет. В соответствии с устоявшейся практикой руководителя ООН не выбирают из представителей стран-постоянных членов Совета Безопасности (США, Россия, Франция, Великобритания, Китай).

При создании ООН предполагалось, что выборы генсека организации будут проводиться закрытым голосованием Генассамблеи (ГА) простым или квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Однако на практике ГА лишь утверждает рекомендованного Совбезом кандидата путем аккламации, то есть единодушным одобрением - публично и без голосования, что часто вызывает критику из-за нетранспарентности.

11 сентября 2015 года ГА одобрила новые рекомендации по проведению выборов, в том числе отказ от принципа географической ротации, выдвижение большого числа претендентов, их участие в открытых дебатах, а также широкое обсуждение программ кандидатов внутри организации. Несмотря на эти нововведения, сама процедура избрания не изменилась.