КИШИНЕВ, 21 июля. /ТАСС/. Бывший лидер Демократической партии Молдавии, олигарх Владимир Плахотнюк, разыскиваемый по делу о хищении €1 млрд из банков страны, находится в Стамбуле. Об этом заявил в среду генеральный прокурор Александр Стояногло в эфире молдавского телеканала N-4.
"По последней информации, Плахотнюк сейчас находится в Турции, несмотря на то, что турки сообщили нам в прошлом году, что он покинул страну. У нас нет официальных подтверждений, только неофициальные, что он в Стамбуле", - сказал Стояногло. В конце сентября прошлого года прокуратура Молдавии направила запрос об экстрадиции Плахотнюка властям Турции, поскольку получила подтверждение, что олигарх отправился в эту страну после того, как покинул территорию США. Турецкие власти сообщили, что Плахотнюк действительно находился на территории страны, но покинул ее 4 октября 2020 года. При этом Анкара не ответила на запрос об его экстрадиции, направленный генпрокуратурой, а также не подтвердила информацию, получил ли он гражданство этой страны, как об этом писали молдавские СМИ.
Кроме Турции молдавские прокуроры отправили запросы об экстрадиции Плахотнюка в Республику Кипр и Саудовскую Аравию, однако там также не подтвердили, что он находится на их территории.
Разыскивают в Молдавии и России
Прокуроры называют Плахотнюка главной фигурой в деле о хищении €1 млрд из банков страны. Ему предъявлены обвинения в создании и руководстве преступной организацией, мошенничестве и отмывании денег в особо крупных размерах. В России он заочно осужден, в том числе по обвинениям в наркоторговле и легализации средств, полученных преступным путем.
Олигарх бежал из Молдавии в связи со сменой власти в июне 2019 года. Он отправился в Майами через территорию Украины после краткой беседы с послом США в Кишиневе Дереком Хоганом. Власти Молдавии направили Вашингтону запрос на его экстрадицию с целью привлечения олигарха к ответственности, однако получили отказ. Затем посол Хоган сообщил журналистам, что молдавский олигарх добровольно покинул эту страну 28 августа прошлого года после того, как ему и членам его семьи запретили въезд на территорию США.
По сообщениям СМИ Молдавии, перебравшийся из США в Турцию Плахотнюк стал гражданином этой страны по программе "Гражданство в обмен на инвестиции", а турецкое законодательство запрещает выдачу собственных граждан иностранным государствам.
О кампании очернительства
Стояногло также заявил о развернутой против него политиками кампании очернительства с целью вынудить подать в отставку.
"Я не понимаю, почему я должен уйти в отставку. Может потому, что я гагауз? Эта тема очень распространена", - сказал Стояногло. Он напомнил, что победил в конкурсе на эту должность, который организовало в 2019 году правительство во главе с Майей Санду.
"Не моя вина, что не победил человек, которого они (сторонники Санду) продвигали", - сказал Стояногло.
В ходе избирательной кампании по прошедшим 11 июля парламентским выборам Санду заявила о необходимости чистки правоохранительной системы, отметив, что реформа "слабой и коррумпированной прокуратуры" может начаться с отставки Стояногло. Чтобы ускорить реформы, президент объявила о создании независимого консультативного комитета по борьбе с коррупцией, которая имеет внешнее финансирование, а его членами стали эксперты из США, Румынии и других стран.
Стояногло заявил о давлении на него со стороны властей, попытках вмешательства в расследование резонансных уголовных дел.
В свою очередь вице-спикер парламента Молдавии Владимир Батрынча заявил, что у победившей на выборах в парламент пропрезидентской Партии действия и солидарности (ПДС) нет законных механизмов, чтобы отправить в отставку генпрокурора. Он напомнил, что Стояногло стал генпрокурором в соответствии с конкурсом, в ходе которого он набрал максимальный балл, его мандат императивен и он является неприкосновенным лицом. По его словам, "сторонники Санду под видом очищения системы правосудия добиваются отставки генпрокурора, чтобы заменить его на своего". Батрынча допустил, что новый парламент, в котором ПДС получила большинство, может изменить действующее законодательство, однако заметил, что закон обратной силы не имеет и эти поправки станут актуальными для будущего генпрокурора, а не для действующего