ВЕНА, 8 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Михаил Щербаков/. Делегации Ирана и США на продолжающихся уже вторую неделю в Вене переговорах так и не смогли сблизить позиции по вопросу ограничения количества центрифуг для обогащения урана. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщил дипломатический источник, знакомый с ходом консультаций. По его словам, Иран по-прежнему настаивает на сохранении 10 тыс. функционирующих центрифуг, в то время как Вашингтон "хотел бы их видеть как можно меньше".
По его словам, "сейчас идет торговля между американцами и иранцами". "Количество центрифуг - это самый острый вопрос, и на этом участке просвета пока не видно", - констатировал дипломат.
Комментируя заявления духовного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи, который объявил, что "в долгосрочной перспективе Иран нуждается по крайней мере в 190 тыс. подобных установок по обогащению урана", источник назвал это "попыткой усилить давление на партнеров". В то же время он не исключил, что, "с другой стороны, это может свидетельствовать о готовности к уступкам в краткосрочной перспективе".
Но пока, по его данным, Тегеран продолжает настаивать на том, чтобы на период действия соглашения он имел право осуществлять обогащение урана до 5% на минимум 10 тыс. центрифуг. "Речь о том, чтобы сохранить нынешний объем в 10 тыс. центрифуг, это объясняется тем, что они будут развивать мирную программу и им нужно для этого нарабатывать топливо".
"Заявление Хаменеи в любом случае может подогреть атмосферу на переговорах и дестабилизировать процесс, но не следует расценивать это как попытку сорвать переговоры, скорее это попытка заставить "шестерку" пойти на уступки", - убежден дипломат.
Другим острым моментом в переговорах остается вопрос срока действия соглашения, добавляет источник. По его словам, "Иран хотел бы, чтобы соглашение, накладывающее ограничение на его ядерную программу до тех пор, пока не будет подтверждена ее исключительно мирная направленность, действовало пять-семь лет. А западные партнеры считают такой срок слишком коротким. Они настаивают на том, что Иран должен быть "скован" соглашением на 10-20 лет.
При этом страны "шестерки" в целом соглашаются, что после того, как Иран выполнит все свои обязательства перед международным сообществом, докажет мирный характер ядерной программы и вернется в рамки Соглашения о нераспространении ядерного оружия, все ограничения должны быть полностью сняты. "Российская сторона исходит из того, что после того, как ситуация вокруг иранской ядерной программы будет нормализована, никаких ограничений на ядерную программу быть не должно", - отмечал ранее глава российской делегации на переговорах, замминистра Сергей Рябков.
И, по мнению представителя американской делегации, в будущем Тегеран сможет сам определить параметры необходимой обогатительной деятельности. "Что они решат после нормализации ситуации, после длительного периода выполнения соглашения и при соответствии требованиям Соглашения о нераспространении ядерного оружия, это будет их выбором", - заявлял он.
Как сообщил пресс-секретарь главы европейской дипломатии Майкл Манн, консультации Ирана и "шестерки" во вторник в Вене продолжились. По его словам, переговорный день начался со встречи политических директоров "шестерки" с замглавы МИД ИРИ Аббасом Арагчи, затем состоялись консультации технических экспертов, за которыми последовала встреча с участием верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, ее заместителя Хульги Шмид, министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа и Арагчи.