За месяц до саммита 24 июня, по итогам которого Украина получит ответ на запрос о вступлении в Евросоюз по укороченной процедуре, мнения в Старом Свете разделились. Берлин, Париж и Амстердам признают за Киевом только право на то, чтобы встать в очередь, — но не хотят и слышать о ее ускорении. На востоке Европы настроения другие. Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Словения всерьез надеются быстро увеличить представительство стран своего региона в Евросоюзе. Но если это когда-либо случится, ЕС может выйти из-под контроля Германии и Франции, зато возрастет влияние на его дела со стороны США — близкого союзника почти всех восточноевропейцев. Не в интересах государств — создателей Евросоюза допустить такое развитие событий.
Европа перед выбором
Призрак размежевания ЕС на две почти равные части обрел зримые очертания уже в первые недели специальной военной операции. Еще 28 февраля восемь лидеров восточноевропейских стран опубликовали открытое письмо с призывом безотлагательно приступить к интеграции Украины в Евросоюз. Больше и чаще других в поддержку Киева высказывалась Варшава. Президент Польши Анджей Дуда весной 2022 года ужесточил тон: теперь он обвиняет страны Западной Европы и особенно Германию в неоказании должной поддержки Киеву как экономически, так и вооружениями, особенно танками. "Мы очень разочарованы, — объявил Дуда немцам, — тем, что вы не сдержали свое обещание", заключавшееся, по его сведениям, в согласованной поставке Польше танков взамен отправленных на украинский фронт. Варшава раздосадована и другим — тем, что продолжаются переговоры западноевропейских лидеров с Россией, которые она призывает прекратить.
В Западной Европе хотя и отказываются от связей с Россией, но не хотят делать этого по-польски радикально. В апреле Россия отключила подачу газа Польше и Болгарии: к этой перспективе не готовы ни немцы, ни итальянцы — по состоянию на 2021 год поставки голубого топлива из России занимали долю в 40–50% на местных рынках. За три предыдущих месяца через границу в Польшу въехали 3,5 миллиона беженцев. В Западной Европе, пострадавшей от миграционного кризиса 2015 года, его повторение чревато потрясением местной политики.
6 мая Дуда объявил, что между Украиной и Польшей больше "не будет границы". Быстрое вхождение Украины в ЕС означало бы, что и между западноевропейскими государствами и ею граница также превратилась бы в условность, что очень сильно изменило бы положение на рынке труда. Кандидат в премьеры Франции Жан-Люк Меланшон объяснил, что именно пугает западных европейцев: "Такие вопросы [как членство Украины] не решаются в столь упрощенном порядке. Мы должны подумать и о том, как защитить самих себя <…> Сегодня минимальная зарплата на Украине составляет €130. Я не поддерживаю мысль о том, чтобы на наш общий рынок со свободным передвижением пришли люди, которые получают по €130 в месяц".
Призрак украинского демпинга и необходимость ежегодно тратить серьезные суммы на субсидии не устраивают и уже находящихся у власти политиков. Президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц призвали Украину дожидаться вступления в Евросоюз в течение не менее чем нескольких десятилетий.
А лидер оппозиционной немецкой партии ХДС (партия Меркель) Фридрих Мерц позволил себе грубость. "Процесс вступления в ЕС сложен по довольно ясным причинам. ЕС не хочет видеть в своем составе Украину, какой мы знали ее раньше, Украину олигархов и зашкаливающей коррупции", — заявил как отрезал Мерц.
Не только Украина
Стремление восточноевропейских стран добиться расширения Евросоюза в свою сторону можно сравнить с большим подводным камнем в отношениях между востоком и западом Старого Света. Перед пандемией место Украины в этом споре занимали государства Западных Балкан, ожидающие возможности вступить в Евросоюз уже более десяти лет. В 2019 году главы МИД Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Румынии подписали обращение с призывом ускорить вступление балканских соседей по региону в ЕС.
Успех заставил себя ждать. В том же 2019-м Франция наложила вето на начало переговоров о вступлении западнобалканских Албании и Северной Македонии. В 2021-м — после долгих обсуждений — вето сняла. Но состоявшийся тогда же саммит ЕС — Западные Балканы, кроме перераспределения небольшой суммы денег, не завершился ничем.
Желание восточноевропейцев добиться расширения ЕС за счет географически близких стран объяснимо. Несмотря на то что доля стран Евровостока в Европейском союзе достигает четверти, выходцы из региона редко занимают высокие посты в его руководстве. Пользуясь своим преобладанием, государства западной части определяют политику всего объединения: при необходимости они угрожают менее развитому востоку штрафами и санкциями, критикуя сложившиеся там порядки. Резко нарастив свою долю в Европе за счет включения 40 млн украинцев, бывшие социалистические страны могли бы рассчитывать на то, чтобы развернуть доску в свою сторону. Это значило бы перестать быть меньшинством и заговорить с западом единой Европы на равных.
Это заманчиво, даже с учетом того, что с экономической точки зрения совершенно несправедливо. В списке стран — чистых доноров евробюджета нет ни одной восточноевропейской. Зато государства региона чаще и больше других получают субсидии от Брюсселя — перенаправленные деньги немецких и французских налогоплательщиков. За период с 2007 по 2020 годы одной только Польше от европейского "центра" досталось €105 млрд. Если же посчитать в долевом выражении, это далеко от рекорда. По проценту средств, безвозмездно получаемых из европейских фондов, в валовом внутреннем продукте первые места делят другие восточноевропейские государства — Литва и Болгария. Около 3% ВВП каждой ежегодно — это деньги, выплаченные по линии ЕС.
При таких обстоятельствах стремление восточноевропейцев усилить политический вес в масштабах всего Евросоюза в западной его части воспринимают как нарушающее общую стабильность системы. Ответ на эти притязания давно подготовлен. Тогда как Варшава и ее союзники обвиняют Берлин и Париж в безучастии к Украине, сами слышат в ответ упреки в отказе от основных демократических ценностей. При этом есть разница: хотя заставить западных европейцев принять Украину восточные не могут, их визави свои обвинения уже с успехом довели до прямого шантажа.
Но Запад есть Запад, Восток есть Восток
Атака западных европейцев против восточных продолжается с 2015-го, когда к власти в Польше пришла право-консервативная партия "Закон и справедливость" (ЗиС), а в Венгрии упрочилось правление "Фидес" и ее лидера Виктора Орбана. Реформы по декоммунизации, начатые ЗиС, очень скоро обернулись чистками судебного аппарата по подозрению в сочувствии социалистическим порядкам. В Брюсселе польские преобразования посчитали нарушением принципа разделения властей — стремлением сформировать корпус послушных судей. На большой европейской арене Варшава столкнулась с серьезными обвинениями и оказалась изолирована — открытую поддержку ей оказал только Будапешт.
Пандемия предоставила западноевропейским странам рычаг против восточноевропейских. Принятый в 2020 году общий бюджет предусматривает создание фонда восстановления экономики, средства из которого выделяются или не выделяются в зависимости от соблюдения странами ЕС основных демократических принципов.
Очень скоро это правило применили против Польши: на фоне надвигающейся рецессии (что делает любые финансовые потери особенно чувствительными) предназначенные полякам €35 млрд заблокировали. Чтобы вернуть доступ к деньгам, Варшаве пришлось поступиться судебной контрреформой, хотя окончательный исход затяжного противостояния неясен. В прошлом Польша уже отказывалась от ротации судей, но позже упрямо возвращалась к этому проекту.
Прецедент 2022 года и непрекращающиеся с 2015-го трения проливают свет на политическую мотивацию Варшавы: нарастить свое влияние в Европейском союзе и изнутри изменить его таким образом, чтобы трансфер денег продолжился, а давление в том, что касается соблюдения демократических принципов, ослабло. Добиться смещения баланса в эту сторону очень помогло бы вступление Украины в ЕС.
Цели иные
В Западной же Европе перспективы дальнейшего развития видят иначе. Еще в 2011 году президент Франции Николя Саркози предложил мысленно поделить ЕС на страны с разными темпами роста и экономической интеграции. С 2015-го сторонником "Европы двух скоростей" провозгласил себя Эмманюэль Макрон. В 2017 году, выступая вскоре после избрания президентом, он призвал к выравниванию экономических стандартов и тесному сплочению, но только в кругу государств, введших валюту евро.
В 2022-м идею двух (точнее, уже нескольких) скоростей Европы адаптировали с учетом Украины. В мае Макрон призвал к созданию европейского политического сообщества — аморфного внешнего пространства ЕС, куда открыта дорога Киеву, но без трансфера денег в его пользу и без права для украинцев бесконтрольно селиться в старой Европе. Неудивительно, что в офисе президента Зеленского эта инициатива особого воодушевления не вызвала.
Основные усилия в Париже хотели бы сосредоточить на совсем ином проекте — тесном сплочении экономически дееспособного ядра Евросоюза. Если эволюция ЕС пойдет по этой дороге, восточноевропейские страны сделаются его бедной и, возможно, не до конца полноправной периферией, а членство в союзе утратит прежний престиж в глазах соседей. Для России раскол между востоком и западом Евросоюза видится наиболее благоприятным развитием событий на будущее.
Игорь Гашков