26 июня 2022, 08:45
Статья

Тридцатилетие дипотношений РФ и Белоруссии. Визит Лукашенко как символ братства народов

В преддверии годовщины многие политики и в Москве, и в Минске говорили о долгом пройденном пути и достигнутых результатах интеграции
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин. Максим Блинов/ POOL/ ТАСС
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в эти выходные посетил Санкт-Петербург. Он ознакомился с ходом строительства белорусского порта близ северной столицы и встретился с российским коллегой Владимиром Путиным.

Визит совпал с юбилейной для двух стран датой - в субботу отмечалось 30-летие установления дипломатических отношений между Россией и Белоруссией. В преддверии годовщины многие политики и в Москве, и в Минске говорили о долгом пройденном пути и достигнутых результатах интеграции. Часто звучали слова "братские народы" и "общий путь". Но эти слова звучали и 30 лет назад, а насколько они действительно наполнились содержанием за эти годы, хорошо показал именно визит белорусского лидера.

Как все начиналось

В 1990-е, интеграционные устремления России и Белоруссии были своего рода антитрендом. Советский Союз распался и большинство ставших независимыми республик пребывали в определенной эйфории. Хотя сразу было очевидно, что и экономически, и политически странам разумнее держаться вместе - ради чего и было создано Содружество Независимых Государств - во многих республиках господствовали настроения, далекие от интеграционных.

В ряде стран к власти пришли политики националистического толка, а в обществе усиливался антироссийский дискурс. При этом новые власти часто забывали, что общество неоднородно: существовали и пророссийски настроенные регионы, и места компактного расселения малых народов, не согласных с национальной политикой этнического большинства. Результат был предсказуем. Унизительный институт негражданства в Прибалтике, объявившая о самостоятельности Гагаузия, конфликт в Приднестровье, отделение Абхазии и Южной Осетии от Грузии - все это последствия именно той "эйфории независимости", как, впрочем, и нынешняя ситуация на Украине.

Между тем в Белоруссии ультрапатриотические настроения, немного усилившиеся при Станиславе Шушкевиче, быстро сошли на нет. В 1995 году, уже при Лукашенко, в стране прошел референдум, на котором большинство населения поддержало интеграцию с Россией. И пока другие республики старались подчеркнуть свою самостоятельность, Москва и Минск занялись союзным строительством.

Уже в 1996 году было образовано Сообщество России и Белоруссии, через год оно трансформировалось в Союз, еще через два - в Союзное государство. Люди, только привыкавшие жить в новой независимой стране, были немного растеряны и задавались прикладными вопросами: что будет с границей, будет ли единая валюта, как новые реалии скажутся на условиях учебы и работы.

Планы и результаты

У авторов межгосударственных документов планов было много - интеграция предполагалась во всех сферах, от внешней политики и безопасности до экономики и социальной сферы. Большинство этих планов в той или иной степени реализуются: была создана общая Региональная группировка войск (сил) Союзного государства, страны ведут согласованную внешнюю политику, претворяются в жизнь союзные программы в различных сферах.

Большинство изначальных ожиданий граждан тоже уже исполнились: как таковой границы между странами нет, дипломы и аттестаты признаются в обоих государствах на равных, на работу в соседней стране тоже можно устроиться без проблем.

Единую валюту тоже хотели ввести, но впоследствии эту идею отложили на неопределенное будущее. Как показали события последнего времени, этот проект, воплощение которого в жизнь стало бы довольно затратным для бюджетов обеих стран, не имел существенного значения - когда понадобилось отказаться от расчетов в иностранной валюте, страны быстро и легко перешли на расчеты в российских рублях. Населению это не требуется, проблем с обменом нет ни в России, ни в Белоруссии, а с появлением безналичной оплаты вопрос и вовсе сошел на нет.

Отношения двух стран переживали разные стадии. Были и "молочные войны", были и проблемы с расчетами за энергоносители после российского налогового маневра, были и резкие заявления. Однако со временем стало ясно, что относиться к этим проблемам стоит как к размолвкам в дружной семье, где братья могут поссориться из-за мелочей, но остаются едины при появлении серьезных проблем.

Например, та же история с ценами на нефтепродукты довольно быстро была урегулирована, когда в Белоруссии возникла внутренняя проблема - с протестами после президентских выборов 2020 года. А в нынешней ситуации, когда поддержка российской позиции грозит любой стране конфликтом с Западом, Минск безоговорочно поддержал Москву, в результате ожидаемо попав под санкционное давление.

Визит на юбилей

В ходе своего визита Лукашенко обсудил с Путиным ряд важнейших вопросов повестки дня. Они говорили о поставках зерна и удобрений на мировой рынок, о совместных проектах в сфере импортозамещения, о конфронтации с Западом и полетах натовских самолетов вблизи белорусской границы, о поставках комплексов "Искандер-М" и модернизации штурмовиков Су-25.

Важность этих тем не вызывает сомнений, однако подлинный характер братских отношений между странами подчеркивает прежде всего тот факт, что все названные вопросы - тактические. Визиты на высшем уровне традиционно заканчиваются подписанием стратегических, всеобъемлющих документов, а уже потом правительства прорабатывают их реализацию. А президенты России и Белоруссии традиционно обсуждают все, вплоть до мелких деталей.

Их встречи не планируются месяцами, часто визиты бывают почти внезапными для общественности. Лидеры двух стран приезжают друг к другу так же легко, как россияне могут внезапно сорваться на выходные в Белоруссию.

Евгения Коткова