КИЕВ, 19 ноября. /ТАСС/. Государственная авиационная служба Украины постановила, что новые направления на полеты теперь будут выдаваться только украинским авиакомпаниям.
Об этом газете "Капитал" сообщил председатель ведомства Денис Антонюк.
Он уточнил, что по новому порядку для получения направлений необходимо будет раскрывать собственников авиакомпаний. Права на эксплуатацию международной регулярной или чартерной воздушной линии смогут получить авиакомпании, которые контролируются (полностью или владеют более 50% уставного капитала) государством или гражданами Украины.
По словам Антонюка, перевозчики, которыми владеют иностранные физлица и компании, работающие на Украине через дочерние предприятия, не смогут получат права на эксплуатацию линии от Госавиаслужбы.
По данным "Капиатала," совладельцами всех лидеров украинского рынка авиаперевозок являются иностранные компании. Например, бенефициаром Wizz Air является венгр Джозеф Варади. "ЮТэйр-Украина" принадлежит в основном российской "ЮТэйр-лизинг".
Новый порядок вводит и другие инновации. Например, право на выполнение регулярных международных рейсов будет предоставляться при условии, что авиаперевозчик выполняет регулярные внутренние перевозки по Украине не менее года, сообщил Антонюк. Но эта норма, уточняет он, вступит в силу только через год после принятия приказа.
По словам Антонюка, "порядок выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий" был принят 24 октября, а 13 ноября Министерство юстиции зарегистрировало документ. "Документ будет опубликован в официальной прессе в ближайшие дни", - уточнил председатель ведомства.
Реакция экспертов
Эксперты настороженно встретили инициативу Госавиаслужбы. Так, начальник отдела авиационного транспорта министерства инфраструктуры Валентин Згурский уверен, что результатами введения нового порядка станут монополизация рынка и повышение цен, ухудшение качества обслуживания.
"Нам необходимо знать больше деталей нового проекта, прежде чем мы сможем прокомментировать его. Wizz Air Ukraine поддерживает либерализацию украинского авиационного рынка и установление честного процесса выдачи направлений, который дает всем игрокам рынка одинаковые возможности", - говорит генеральный директор Wizz Air Ukraine Акош Буш.
Норму об обязательном контроле авиакомпании украинскими гражданами можно обойти, уверен старший юрист юрфирмы Marchenko Danevych Андрей Гук. "Например, передав 51% авиакомпании номинальному собственнику - гражданину Украины", - отметил он. Однако высокие риски корпоративных споров отпугнут инвесторов, убежден юрист, поэтому когда они будут выбирать страну для вложения своих средств в авиабизнес, то, скорее всего, обойдут Украину.