ВЕНА, 26 сентября. /ТАСС/. США считают, что контроль России над Запорожской АЭС (ЗАЭС) ставит под сомнение приверженность РФ мирному использованию ядерной энергетики. Об этом говорится в заявлении президента США Джо Байдена, которое в понедельник на 66-й ежегодной сессии Генеральной конференции МАГАТЭ зачитала американский министр энергетики Дженнифер Грэнхолм.
"Взятие Россией атомных объектов ставит под сомнение приверженность Москвы использовать атомную энергетику в мирных целях и подрывает ее надежность как поставщика атомной энергетики", - говорится в заявлении.
Также Байден призвал РФ прекратить боевые действия "в районе ядерных объектов Украины".
Американский лидер добавил, что США продолжат работать вместе с партнерами по всему миру для уменьшения угрозы "ядерного и радиационного терроризма".
"Наши усилия по продвижению ответственного отношения к атому разительно отличаются от недавних безответственных слов и действий России. По прошествии недель добросовестных переговоров, которые вело международное сообщество, Россия заблокировала консенсусный документ по итогам обзорной конференции Договора по нераспространению ядерного оружия (ДНЯО)", - утверждал Байден.
Об итогах конференции ДНЯО
В конце августа обзорная конференция ДНЯО не смогла принять итоговый документ. Делегации западных государств настаивали на включении в него положений, в которых выражалась бы обеспокоенность ситуацией на Запорожской АЭС и подчеркивалась необходимость отправки туда инспекции МАГАТЭ в самые сжатые сроки. Делегация РФ указывала, что документ принимается за обзорный период, традиционно составляющий пять лет, поэтому следует сосредоточиться на глобальных вопросах, а не политизировать конкретную ситуацию, которая может быть урегулирована в ближайшее время.
Заместитель постоянного представителя России при ООН и других международных организациях в Женеве Андрей Белоусов заявил, что ответственность за отсутствие консенсуса несут Украина и ее кураторы. Спецпредставитель президента США по ядерному нераспространению Адам Шейнман возложил ответственность за то, что документ принять не удалось, на Россию.