14 октября 2022, 14:15
Статья

XX съезд КПК: генсек — прежний, вызовы — новые

О повестке съезда и возможных изменениях в составе ПК Политбюро — в материале ТАСС
AP Photo/ Andy Wong

Открывающийся 16 октября XX съезд Компартии Китая будет проходить в беспрецедентно сложной международной обстановке. Он должен наметить пути развития 1,4-миллиардной страны на ближайшие пять лет, а возможно, и на более длительную перспективу. Завершившийся 12 октября пленум ЦК КПК в итоговом коммюнике обозначил несколько ключевых тем, которые будут вынесены на форум.

Повестка съезда

Наиболее важными пунктами станут кризис на Украине, развитие ситуации вокруг Тайваня, а также стабилизация экономики Китая на фоне глобальной рецессии. Важность первой из этих тем для руководства КНР подчеркивает тот факт, что "кризис на Украине" в коммюнике указан прямо, без иносказаний и эвфемизмов. В то время как США, Россия или любые другие страны в документе не упоминаются ни разу. Итоговые коммюнике пленумов ЦК КПК обычно характеризуются сухими формулировками, редко упоминая конкретные проблемы. Однако для Украины было сделано исключение. В коммюнике подчеркивается необходимость "надлежащим образом отвечать на риски и вызовы", которые несет для Китая украинский кризис.

Последнее развитие ситуации вокруг Тайваня, который Пекин считает своей территорией, вызывает у китайского руководства серьезную озабоченность. Прежде всего, причиной беспокойства является активизация политических и военных контактов между тайваньской администрацией и странами Запада. Изучив опыт боевых действий на Украине, Вашингтон и здесь сделал ставку на концепцию "асимметричной обороны".

Американцы поставляют на остров ПТРК, ПЗРК, противокорабельные и крылатые ракеты, морские мины и т.д. По оценке США, это позволит превратить Тайвань в ощетинившуюся крепость и максимально затянуть гипотетический конфликт между Пекином и Тайбэем, серьезно "повысит ставки" для материка в плане вероятных потерь и заставит его дважды, а то и трижды подумать, прежде чем решиться на силовой вариант воссоединения с островом.

Вашингтон побудил ряд других западных стран также активизировать контакты с Тайванем — это во многом стало возможно в контексте украинского кризиса. В дополнение США побудили Тайбэй ограничить поставки чипов и других продуктов высоких технологий в материковый Китай.

В Пекине ожидают, что США продолжат провоцировать эскалацию нынешнего обострения. Однако любое решительное движение материковых властей Вашингтон использует как предлог для сколачивания антикитайского альянса, аналога НАТО в АТР. Китайское руководство воспринимает такой негативный сценарий всерьез, поэтому пленум постановил "ускорить темпы модернизации национальной обороны и вооруженных сил".

Стабилизация экономики

Несомненно, важной темой съезда станет стабилизация экономики КНР. Еще в прошлом году обострился серьезный кризис на рынке недвижимости, наметилась негативная динамика в соотношении внутреннего спроса и потребления. Это, а также серия локдаунов в Шанхае и других крупных производственных и логистических центрах привели к замедлению темпов роста ВВП. Кризис на Украине оказывает не только прямое негативное влияние на Китай, но и косвенное. Рецессия в Европе и США — основных торговых партнерах КНР — оборачивается для Пекина падением спроса, снижением экспорта и экономической активности. Все это привело к тому, что экономика Китая столкнулась с самыми тяжелыми проблемами с начала 2020 года, когда она переживала шок от начала пандемии.

Все эти факторы, усугубленные последствиями кризиса на Украине, ставят у аналитиков под сомнение реалистичность тех целевых показателей, которые руководство страны озвучило на этот год и текущую пятилетку. Как постановил пленум, Китай не намерен ослаблять антиковидные меры, однако одновременно с этим будет уделять особое внимание "повышению качества жизни населения" и стабилизации экономики. Ожидается, что на XX съезде руководство страны озвучит меры по адаптации экономической политики к новым реалиям.

Главная "интрига"

Аналитики почти в один голос отмечают, что главная интрига съезда уже решена: нынешний генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин сохранит за собой этот ключевой пост, с последующим утверждением также в должностях председателя КНР и главы Центрального военного совета КНР.

Если этот твердый прогноз оправдается, то переизбрание Си будет означать слом важного наследия эпохи Дэн Сяопина — регулярной сменяемости партийно-государственных лидеров в соответствии с негласной формулой "цишан бася" (семь — вверх, восемь — вниз). В соответствии с ней новые лица могут рассчитывать на получение новых государственных и партийных постов до 67-летнего возраста включительно. А по достижении 68 лет они как бы должны уйти и освободить дорогу более "молодым" соратникам.

Эта формула предполагала также, что первые лица страны — председатель КНР и премьер Госсовета — будут находиться на своих постах десять лет (по два пятилетних срока). В 2018 году в Конституцию КНР была внесена поправка, которая устранила подобное ограничение для главы государства, что позволяет Си Цзиньпину переизбраться на новый, третий пятилетний срок в марте 2023 года. Ожидается, что после съезда на первом пленуме нового состава ЦК Си Цзиньпин будет переизбран на пост главы партии — генерального секретаря ЦК КПК. Однако кто еще останется на политическом олимпе Китая?

Заветная "семерка"?

В сложной партийно-государственной системе КНР, на первый взгляд, довольно тяжело разобраться. Ядром этой системы выступает Коммунистическая партия Китая, которая насчитывает 96,7 млн человек. Это массив пирамиды, а ступенями вверх являются партийный съезд (около 2,3 тыс. человек), Центральный комитет (около 400), Политбюро (25) и его Постоянный комитет (7).

Венчает этот политический олимп генеральный секретарь ЦК КПК, однако ключевым органом является Постоянный комитет (ПК) Политбюро — именно там руководство страны принимает все важнейшие решения. Важно то, что эти решения принимаются коллегиально — в случае разногласий члены "семерки" голосуют за или против. Их статус таков, что даже генеральный секретарь ЦК КПК является там лишь первым среди равных.

Конфигурация будущего ПК Политбюро остается неясной, однако некоторые варианты можно предположить. Эксперты сходятся во мнении, что Ли Кэцян (67 лет) в соответствии с конституцией после окончания второго срока покинет пост премьера Госсовета. Однако он может не уйти на пенсию, а последовать прецеденту Ли Пэна и возглавить ВСНП, сохранив за собой место в ПК Политбюро.

Новые лица

Кто вместо Ли Кэцяна возглавит кабинет правительства и займет соответствующее ему место в ПК Политбюро? Согласно традиции, будущий глава Госсовета КНР должен иметь в своем резюме стаж работы вице-премьером. Этому критерию среди удовлетворяющих возрастному цензу политиков отвечают Ван Ян (67) и Ху Чуньхуа (59). Несмотря на то что Ван Яну в марте следующего года исполнится 68 лет, он считается основным кандидатом.

Однако также не исключается и вариант, при котором кабинет на один срок может возглавить нынешний первый вице-премьер Хань Чжэн (68), несмотря на возрастной ценз.

Дальнейшая конфигурация ПК Политбюро будет зависеть от того, изменится ли его численный состав из семи человек. В разные годы политический олимп Китая включал пять, семь или девять кресел.

Базовым сценарием является сохранение "семерки": Си Цзиньпин, Ли Кэцян (67), Ван Ян, Чжао Лэцзи (65), Ван Хунин (67) и "молодое поколение" в лице Чэнь Миньэра (62) и Ху Чуньхуа (59).

Однако не исключается и расширение "семерки" до "девятки": среди вероятных новых лиц в ПК Политбюро называют начальника канцелярии ЦК КПК Дин Сюэсяна (59), главу Отдела пропаганды Хуан Куньмина (65). Кроме того, на "скамейке запасных" есть перспективные секретари парткомов ключевых регионов — глава Шанхая Ли Цян (63) и его коллега из провинции Гуандун — Ли Си (65).

Два течения

Считается, что новый состав ПК Политбюро будет отражать примирение внутрипартийных групп. После эволюции последних лет, а также новых экономических тенденций в результате пандемии их можно весьма условно разделить на два течения: "государственников" и "рыночников".

Группу "государственников" возглавляет Си Цзиньпин. Их программу можно свести к формуле, которую уже неоднократно повторял сам глава государства: "Модернизация с китайской спецификой — это модернизация, направленная на общее процветание и счастье для всех, а не только для немногих". Таким образом, приоритетом их политики является справедливое распределение доходов, повышение качества и уровня жизни, а также поддержание благосостояния широких слоев населения, а не крупного бизнеса и элит.

Ярким примером их политики, как считается, является декоммерциализация сферы образования для снижения нагрузки на воспитание детей. Кроме того, "государственники" инициировали ужесточение регулирования сферы недвижимости, целью которого было "сдуть пузырь" на рынке и сделать жилье доступным для широких слоев населения.

В противовес им выступают условные "рыночники", ядром которых считается Ли Кэцян. Основой их программы, как предполагается, служит положение о том, что ключом к росту доходов и благосостояния широких слоев населения является дальнейшая либерализация экономики, ограничение роли государства и укрепление саморегулирования рынка.

В "тучные" допандемийные годы оба этих течения в руководстве страны уживались вполне неплохо: в отдельных регионах и городах проводились эксперименты по той или иной модели, а наиболее жизнеспособная из них затем применялась в более широких масштабах. Времена были спокойные, и время на эксперименты тоже было. Однако пандемия, замедление мировой экономики и кризис на Украине поставили вопрос острее. Именно в этих условиях руководству страны, независимо от приверженности тем или иным взглядам, предстоит продемонстрировать политическую волю и адаптировать Китай к новым реалиям.

 Иван Сидоркин 

Теги:
Китай