ВАШИНГТОН, 5 декабря. /Корр.ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Российско-американский Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), вступивший в силу ровно 20 лет назад, стал по существу символом завершения эпохи холодной войны. Такую оценку значению договора СНВ-1, истекшего 5 декабря 2009 года, дал в беседе с корреспондентом ТАСС директор программы ядерной информации в Федерации американских ученых (ФАУ) Ханс Кристенсен.
Как он напомнил, СНВ-1, подписанный СССР и США в Москве в июле 1991 года, "являлся первым ратифицированным договором о контроле над вооружениями, обеспечившим действительное сокращение развернутых стратегических вооружений и установившим строгий режим проверки его выполнения с выездом инспекторов на места". "В этом смысле Договор был уникальным, он начал символизировать окончание "холодной войны", установление между Соединенными Штатами и Россией новых отношений, отношений большего сотрудничества и транспарентности", - убежден эксперт.
На его взгляд, СНВ-1 превратился в "модель для подготовки дальнейших договоров" о ядерном разоружении между Россией и США, "включая СНВ-2 от 1992 года, от которого отказались в 2002 году". Тем не менее, СНВ-1 "в значительной степени определяет сегодняшнюю структуру ядерных сил" Москвы и Вашингтона, отметил Кристенсен. Наряду с этим, сказал он, "верификационный режим СНВ-1 стал основой верификационного режима, заложенного в новом ДСНВ от 2010 года". В США новым ДСНВ принято именовать Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, вступивший в силу 5 февраля 2011 года.
По мнению представителя ФАУ, СНВ-1 "сыграл ключевую роль" в заверении бывшими противниками эры холодной войны друг друга в том, что процесс сокращения ядерного оружия идет в реальности, способствовал обеспечению "будущей стратегической стабильности".
"Проверяемость сокращений, прозрачность и предсказуемость, кроме того, создали позитивную атмосферу, которая придала другим ядерным державам - Великобритании и Франции - уверенность в том, что и для них было безопасно сокращать собственные ядерные вооружения", - заявил Кристенсен.
С его точки зрения, полученный Москвой и Вашингтоном при реализации СНВ-1 и нового ДСНВ "позитивный и конструктивный опыт демонстрирует важность продолжения ведения переговоров о выработке дальнейших договоров, предусматривающих транспарентное и проверяемое ядерное разоружение в целях обеспечения стратегической стабильности на перспективу". "Этот пункт особенно важен сейчас - в связи с нынешним кризисом в отношениях между Востоком и Западом", - подчеркнул специалист.
Кстати, категорически против ожидающегося вливания примерно $355 млрд в ядерный оружейный комплекс США в течение ближайшего десятилетия высказалась в четверг со страниц газеты председатель спецкомитета по разведке сената Конгресса США Дайэнн Файнстайн (демократ, от штата Калифорния). "Мы храним намного больше, чем необходимо, ядерных вооружений, и цена этого подрывает другие приоритеты в сфере национальной безопасности... Выражаясь простым языком, в текущих уровнях расходов на ядерное оружие нет необходимости, поддерживать их невозможно", - предупредила влиятельный законодатель. По ее словам, "пришло время хорошенько подумать над тем, как мы можем ответственным образом уменьшить размер своего арсенала".
Файнстайн, в частности, предлагает правительству США утилизировать хотя бы часть снимаемых с боевого дежурства и отправляемых на склады ядерных боезарядов. Это можно сделать и в инициативном порядке, без проведения с Россией новых переговоров о дальнейшем ядерном разоружении, причем такие шаги "не повлияют негативно на нашу национальную безопасность или на наш потенциал глобального сдерживания", указывает сенатор.
В свою очередь власти США сигнализируют о том, что сокращать стратегические ядерные вооружения в одностороннем порядке они не намерены, и что они не усматривают в обозримой перспективе шансов на открытие с Москвой нового раунда переговоров по разоружению. Выступая во вторник на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил сената Конгресса, выдвинутый Белым домом на пост помощника министра обороны США по вопросам стратегии и планирования Роберт Шер подтвердил, что администрация Обамы не собирается сокращать дальше ядерное оружие "без двусторонней работы с россиянами". "А в настоящее время сложно себе представить, чтобы мы оказались в такой ситуации, когда можем говорить с россиянами о подобного рода работе", - добавил Шер.
СНВ-1 был подписан президентами СССР и США Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим. После распада СССР возникли четыре государства, обладающие ядерным оружием, - Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. 23 мая 1992 года они подписали Протокол к СНВ-1 (Лиссабонский протокол), обеспечивающий преемственность обязательств Советского Союза по Договору для Белоруссии, Украины и Казахстана. СНВ-1 оговаривал уменьшение количества средств доставки до 1600 единиц, а боезарядов - до 6 тыс.
Новый ДСНВ предусматривает, что каждая из сторон сокращает свои арсеналы таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц - для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), тяжелых бомбардировщиков (ТБ) и баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ); 1550 единиц - для боезарядов на них; 800 единиц - для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ.