ПАРИЖ, 3 января. /ТАСС/. Эксперты французского Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) опубликовали во вторник собственный отчет о крушении весной 2019 года самолета Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines. В документе они назвали доклад своих эфиопских коллег неполным и заявили об ошибках экипажа, которые, по их мнению, усугубили положение в критической ситуации.
"Бюро отмечает, что единственная вероятная причина, сохраненная в отчете Эфиопского бюро расследований авиаинцидентов, связана с активацией системы улучшения характеристик маневренности MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), - говорится в комментарии специалистов к 331-страничному отчету. - BEA считает, что неадекватные действия экипажа и недостаточное управление ресурсами кабины пилотов сыграли свою роль в цепи событий, приведших к аварии, в частности на первом этапе полета, до первой активации MCAS".
В докладе французских специалистов говорится о многократной активации системы, провоцировавшей опускание носовой части воздушного судна после вылета из Аддис-Абебы, из-за чего пилотам приходилось вмешиваться для восстановления прежнего курса. Не сумев сохранить намеченную траекторию полета, капитан запросил возвращение в аэропорт, однако в процессе разворота экипаж потерял управление и самолет врезался в землю, образовав воронку глубиной 10 м. В результате крушения погибли 149 пассажиров, 7 членов экипажа и офицер безопасности.
По данным французского бюро, испытания в аэротрубе и анализ разрыва материалов позволили сделать вывод, что "единственной возможной причиной ошибочных данных датчика угла атаки было попадание постороннего предмета, скорее всего, птицы" сразу после отрыва от земли. В то же время капитан воздушного судна "тщетно пытался активировать автопилот", не отключив автоматический набор скорости и не набрав нужной высоты, вопреки инструкции. Также утверждается, что на записи речевого самописца в переговорах со вторым пилотом он не упоминал индикацию предупреждений о расхождении данных скорости и высоты полета, которые, согласно версии производителя, должны были высветиться в подобной ситуации. В целом специалисты отмечают недостаточную коммуникацию между членами экипажа для поиска и согласования решений возникавших проблем.
Эфиопия винит производителя
В конце декабря министр транспорта Эфиопии Дагмавит Могес, представляя итоговый отчет правительства о причинах трагедии, возложила всю вину за катастрофу на производителя самолета, американскую корпорацию Boeing. Могес отметила, что все сотрудники и специалисты авиакомпании Ethiopian Airlines, которые были вовлечены в связанную с крушением самолета ситуацию, были полностью подготовлены для исполнения своих служебных обязанностей.
В свою очередь руководитель эфиопской следственной группы Амдейе Аялью обвинил Boeing в том, что компания не смогла заблаговременно установить наличие проблем с MCAS, проявив невнимательность.
Выполнявший 10 марта 2019 года рейс из Аддис-Абебы в Найроби Boeing 737 MAX 8 упал примерно в 60 км к юго-западу от эфиопской столицы, в районе города Бишофту.