Все новости

Обстоятельства гибели бывшего главы ООН Дага Хаммаршёльда вновь расследуют спустя 53 года

Согласно данным независимого расследования, самолет, в котором находился шведский чиновник, был сбит над территорией Северной Родезии
Бронзовый бюст Дага Хаммаршёльда EPA/Drago Prvulovic
Описание
Бронзовый бюст Дага Хаммаршёльда
© EPA/Drago Prvulovic

СТОКГОЛЬМ, 30 декабря. /ТАСС Ирина Дергачева/. Генеральная Ассамблея ООН создаст независимую группу экспертов для изучения новых обстоятельств гибели шведа Дага Хаммаршёльда, занимавшего пост генсека всемирной организации  с 1953 по 1961 год. Об этом во вторник сообщает Wall Street Journal.

По официальной версии, дипломат погиб в авиакатастрофе 18 сентября 1961 года. Генассамблея призывает все страны, обладающие какой-либо информацией об этом происшествии, "пролить свет" на обстоятельства смерти Хаммаршёльда.

Что случилось с самолетом генсека ООН

Согласно данным независимого расследования, проведенного в Швеции, самолет, в котором находился чиновник, был сбит над территорией Северной Родезии (в настоящее время Замбии), но британские власти долгое время не давали хода этой информации. Новые сведения о гибели Хаммаршёльда были собраны в 2011 году Йораном Бьёркдалем, сотрудником шведского агентства по международному развитию. Он работает в Африке и уже давно самостоятельно ведет расследование. Сопоставив услышанные рассказы свидетелей с другими данными, Бьёркдаль пришел к выводу, что версия о ликвидации генерального секретаря более чем вероятна. По мнению исследователя, самолет Хаммаршёльда был сбит неопознанным самолетом.

Сотрудник шведского агентства указывает и на другие факты, которые говорят в пользу этой версии. Обломки самолета были оцеплены войсками и полицией задолго до официального объявления об их обнаружении. Один чудом уцелевший после падения воздушного судна пассажир мог бы выжить, однако его оставили умирать в плохо оснащенной больнице.

Наконец, незадолго до своей гибели Хаммаршёльд стал подозревать британских дипломатов в тайной поддержке повстанцев в Катанге и в том, что Лондон саботирует усилия по достижению перемирия между противоборствующими сторонами. Генсек санкционировал операцию сил ООН в Катанге под кодовым названием "Мортор" (Morthor), чем вызвал ярость правительств США и Великобритании.

Кто может стоять за катастрофой

Хотя Бьёркдаль не знает наверняка, кто стоит за катастрофой самолета бывшего генсека ООН, он уверен в причастности к ней ведущих западных стран. "Совершенно очевидно, что многие обстоятельства указывают на возможное участие западных держав. Мотивом для этого могла быть угроза их интересам в бывшем Бельгийском Конго, где имеются огромные залежи минералов. Это было в годы освобождения Черной Африки, когда белые колонисты отчаянно цеплялись за свои позиции", - отмечает Бьёркдаль.

Бывший глава правового отдела ООН Ханс Корелл был одним из инициаторов нового расследования гибели Хаммаршёльда. "Многие эксперты склонны считать, что самолет вынудили к снижению, и он врезался в землю. Были ли какие-то иные, не технические причины, по которым пилот направил самолет вниз? Мы попытались послать запрос в Агентство национальной безопасности США, но получили отказ. Возникает вопрос, почему спустя столько лет эти данные по-прежнему засекречены", - сказал он в интервью Шведскому радио.