В Польше опубликованы стенограммы переговоров диспетчеров в Смоленске, где разбился Ту-154

ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
В числе доступных документов - запись с регистраторов польского самолета Як-40, благополучно приземлившегося за несколько минут до крушения президентского лайнера

ВАРШАВА, 21 января. /Корр. ТАСС Ирина Полина/. Главная военная прокуратура Польши опубликовала на своем официальном сайте стенограммы записей переговоров диспетчеров с контрольной вышки смоленского аэродрома, вблизи которого 10 апреля 2010 года разбился президентский авиалайнер Ту-154М.

Помимо записи разговоров диспетчеров, среди доступных документов - запись с регистраторов польского самолета Як-40, благополучно приземлившегося за несколько минут до крушения Ту-154М, и показания экипажа этого самолета. Материалы сопровождаются пояснениями экспертов.

Прокуратура решила опубликовать эти данные в связи с большим интересом общественности, а также, чтобы ответить на вопрос, давали ли российские диспетчеры самолету президента Польши разрешение на снижение до высоты 50 метров. Ранее об этом заявил один из членов экипажа Як-40.

"Такой факт не имел место - свидетельствуют стенограммы и эксперты", - заявил на пресс-конференции представитель прокуратуры, процитировав слова диспетчера: "Польский 101, от 100 метров будь готов уйти на второй круг".

Как свидетельствуют стенограммы, диспетчеры аэродрома Смоленск-Северный, наблюдая стремительное и неожиданное ухудшение погодных условий, обсуждали необходимость отправки президентского авиалайнера на запасной аэродром. В показаниях членов экипажа Як-40 отмечается, что пилоты Ту-154М решили совершить попытку посадить самолет.

10 апреля 2010 года в результате авиакатастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившиеся на борту, в том числе президент республики Лех Качиньский. Польская правительственная комиссия пришла к выводу, что "причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг".