АФИНЫ, 23 февраля. /ТАСС/. Министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос не видит пока признаков улучшения отношений с Турцией после оказания Афинами помощи Анкаре по ликвидации последствий разрушительных землетрясений. Об этом министр заявил в среду вечером в интервью телеканалу EPT1. Полный текст его выступления размещен в четверг на сайте телеканала.
Отвечая на вопрос о том, появилась ли сейчас возможность нового этапа в отношениях двух стран, министр отметил, что "необходимо видеть некоторые постоянные элементы" для того, чтобы говорить о новой фазе отношений. По его словам, речь идет, в частности, о "снижении напряженности, по крайней мере, в то время, когда Турция переживает собственную трагедию". Также "отказ от крайней риторики, агрессивной риторики" против Греции "должен иметь более постоянные характеристики", пояснил Панайотопулос. "Я не уверен, что мы вступили в новую фазу, - подчеркнул он. - Но мы, безусловно, имеем дело со сменой обстановки, и не могло быть иначе после того зла, которое обрушилось на Турцию в виде крайне разрушительных землетрясений".
Министр отметил, что нарушения турецкой авиацией греческого воздушного пространства над Эгейским морем не прекратились, хотя и резко сократились в последнее время. "В частности, с начала года до 5 февраля было зафиксировано разными способами немногим более тысячи таких нарушений, с 6 февраля до 20 февраля их было примерно сто, поэтому они уменьшились в десять раз. Также характерно, что у нас не было ни одного залета турецкого истребителя с вооружением или без вооружения. В основном происходят заходы в [греческое] воздушное пространство беспилотников или разведывательных самолетов. Так что ситуация тут действительно улучшилась", - сказал глава Минобороны Греции.
Он выразил надежду, что подобная ситуация сохранится. "Я не считаю само собой разумеющимся, что это продлится, но пока у соседа есть другие очень серьезные проблемы", - добавил Панайотопулос.
Греция готова к диалогу
Отвечая на вопрос о том, есть ли реальные возможности для возобновления диалога двух стран по мерам укрепления доверия в отношении морских зон и контактов в рамках НАТО, министр ответил, что Греция "никогда не закрывала перед Турцией дверь для диалога". "Премьер-министр [Греции Кириакос Мицотакис] имел возможность повторить это госсекретарю США [Энтони Блинкену] в понедельник во время встречи, которую он провел во Дворце Максима (резиденция главы правительства - прим. ТАСС) <...>, - сказал Панайотопулос. - Мы всегда говорили, что хотели бы вести переговоры с турками, просто для того, чтобы это имело какой-то результат, чтобы этот диалог был эффективным и вышел на уровень взаимопонимания или преодоления разногласий, он должен проводиться при определенных предпосылках и условиях. Это, безусловно, невозможно сделать в условиях таких угроз или крайней и агрессивной риторики, а также действий, ставящих под сомнение суверенные права [Греции]".
"В принципе Греция всегда готова к дискуссиям, и я думаю, что если будут определены даты возобновления диалога по мерам укрепления доверия, то мы можем ожидать этого в следующий период, - продолжил глава Минобороны. - Однако мне бы хотелось, чтобы этот диалог имел содержание и не был безрезультатным, он должен проходить в общей атмосфере ослабления напряженности, главным образом с точки зрения агрессивной и оскорбительной риторики. При угрозах со стороны руководителей или высоких должностных лиц не может дать положительные результаты диалог, который происходит на уровне вооруженных сил по ряду мероприятий, которыми являются меры укрепления доверия".
Греция и Турция, являющиеся союзницами по НАТО, оказались на грани войны в 1996 году из-за претензий турецкой стороны на два греческих необитаемых скалистых островка под общим названием Имиа, которые Анкара продолжает изображать на картах как свои (по-турецки они называются Кардак). Территориальные воды Греции распространяются на 6 морских миль вокруг более чем 2 тысяч ее островов в Эгейском море, но Афины заявляют, что имеют право расширить их до 12 морских миль - стандарта, признанного на международном уровне. В свою очередь Анкара неоднократно угрожала Афинам, что такое расширение Грецией ее территориальных вод стало бы "формальным поводом для объявления войны".
При этом Турция не признает 10-мильную воздушную зону Греции вокруг островов, считая, что греческое воздушное пространство, как и территориальные воды, ограничено 6 морскими милями. В результате турецкие истребители с вооружением на борту регулярно вторгаются в воздушное пространство и район полетной информации соседнего государства без предоставления плана полетов, а Греция поднимает на их перехват свои самолеты. Ежегодно происходят тысячи таких случаев.