ТОКИО, 7 марта. /ТАСС/. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) во вторник инициировало самоуничтожение своей новейшей ракеты-носителя тяжелого класса H3, у которой не удалось запустить двигатель второй ступени. Об этом объявила JAXA в ходе прямой трансляции запуска.
Соответствующее решение было принято после того, как специалисты агентства пришли к выводу, что успешного выполнения миссии H3 добиться не удастся. Ожидалось, что ракета-носитель выведет на орбиту японский спутник ALOS-3, предназначенный для наблюдения за стихийными бедствиями.
17 февраля первый запуск H3 завершился неудачей - ракета не смогла оторваться от земли. Изначально запуск планировалось провести в 2020 году, однако его пришлось отложить из-за обнаружения вибраций в основном двигателе ракеты. В январе JAXA и корпорация Mitsubishi Heavy Industries, занимавшаяся разработкой ракеты, провели испытания двигателя на стартовой площадке. Их результаты признали успешными, никаких проблем не выявили. Впоследствии запуск многократно переносили из-за неподходящих погодных условий.
H3 была крупнейшей ракетой-носителем Японии, работавшей на жидком топливе. Ее длина составляла 63 м, диаметр - 5,2 м, грузоподъемность - от 4 до 6,5 тонны. При этом длина и вес первой ступени могли меняться из-за разных типов двигателя и наличия ускорителей. H3 должна была заменить ракету-носитель H-2A, которая эксплуатируется с начала 2000-х годов. Это одна из самых надежных в мире ракет: из 45 запусков 44 завершились успешно.
Ранее в JAXA прогнозировали, что H3 позволит почти вдвое сократить расходы на ракетные пуски, за счет чего повысится конкурентоспособность Токио на международном рынке коммерческих спутниковых запусков. Для создания некоторых деталей новой ракеты-носителя использовались 3D-принтеры, которые снизили стоимость ее производства. В настоящее время один запуск H-2A обходится Японии в 10 млрд иен ($74,5 млн), что значительно дороже других мировых аналогов. Кроме того, H3 в сравнении с H-2A должна была на 30% увеличить массу грузов, доставляемых на орбиту, что также могло повысить ее привлекательность для потенциальных заказчиков.