АФИНЫ, 8 апреля. /ТАСС/. Анкара должна продемонстрировать последовательность политики разрядки с Афинами и урегулировать на дружественной основе единственный двусторонний спор о демаркации морских зон в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. Об этом заявил премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис в субботу в интервью телеканалу Sky News.
По мнению Мицотакиса, сдвиг, который наблюдается в греко-турецких отношениях в последние два месяца, является результатом "дипломатии [после] землетрясений". "Тем не менее Турция должна продемонстрировать преемственность и последовательность в этой политике разрядки, чтобы после выборов мы могли сесть как добрые соседи, которыми мы хотим быть, руководствуясь международным правом, чтобы решить единственный главный спор, который касается только демаркации морских зон в Эгейском море и Восточном Средиземноморье", - подчеркнул глава правительства.
"Мы доказали, что у нас крепкие союзы, что мы можем усилить сдерживающий потенциал вооруженных сил, - сказал Мицотакис. - И я рад, что эта политика наконец дала результаты. Я не хочу находиться на пути постоянного столкновения с Турцией. Однако я хочу, чтобы Турция поняла, что если она будет продолжать такую политику, то это дорого обойдется. Я считаю, что сейчас в Турции есть люди, которые осознали это. И мне хочется верить, что этот поворот турецкой политики продолжится".
По словам премьера, нельзя сбрасывать со счетов то, что произойдет в Турции после выборов. "Но одно можно сказать наверняка: в последние годы Турция оказалась в изоляции, - подчеркнул Мицотакис. - И она была изолирована в определенной степени из-за греческой внешней политики, которая продемонстрировала важность Восточного Средиземноморья для США, Европы, превратила греко-турецкие вопросы в европейско-турецкие, поставила вопрос о нелегальной миграции и охране внешних границ, защитила наши границы, обеспечила поездки европейских лидеров к границе Греции с Турцией. Это изменило европейскую политику в отношении беженцев и мигрантов. Сейчас наблюдается явный сдвиг в Евросоюзе, который признает необходимость защиты наших границ как границ Европы".
Телеведущий спросил премьера по поводу заявления министра обороны Турции Хулуси Акара, сказавшего, что между двумя странами действует неофициальное соглашение о моратории на крупномасштабные учения в Эгейском море на весь летний сезон - до сентября. "Приветствуется это ослабление напряженности, - ответил Мицотакис. - Мы всегда этого добивались, но без каких-либо уступок по своим позициям и защите наших суверенных прав и национального суверенитета".
Премьер напомнил, что много десятилетий действовал меморандум Папульяса - Йылмаза. В 1988 году министры иностранных дел двух стран Каролос Папульяс и Месут Йылмаз подписали соглашение по мерам доверия, согласно которому Греция и Турция отказывались от проведения крупномасштабных учений с 15 июня по 15 сентября. "В этом меморандуме Папульяса - Йылмаза нет ничего нового. Он действовал много десятилетий, и турки его возвращают [в действие]. Мы хотим меньше напряженности в Эгейском море в летние месяцы", - сказал Мицотакис.
Напряженность в районе Эгейского моря
Греция и Турция - союзники по НАТО - находились на грани войны в 1996 году из-за претензий турецкой стороны на два греческих необитаемых скалистых островка под общим названием Имиа, которые Анкара продолжает изображать на картах как свои (по-турецки они называются Кардак).
Территориальные воды Греции распространяются на шесть морских миль вокруг более чем двух тысяч ее островов в Эгейском море, но Афины заявляют, что они имеют право расширить их до 12 морских миль - стандарта, признанного на международном уровне. В свою очередь Анкара предупреждала Афины, что такое расширение Грецией своих территориальных вод стало бы "причиной для войны".
При этом Турция не признает 10-мильную воздушную зону Греции вокруг островов, считая, что греческое воздушное пространство, как и территориальные воды, ограничено шестью морскими милями. До разрушительного землетрясения 6 февраля этого года в Турции турецкие истребители с вооружением на борту регулярно вторгались в район полетной информации Греции без предоставления плана полетов, а Афины поднимали на их перехват свои самолеты. По данным МИД Греции, со времени землетрясения не было ни одного нарушения воздушного пространства Греции турецкой военной авиацией.