МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Австрийские предприниматели не намерены уходить с российского рынка, несмотря на трудности, с которыми они столкнулись в последнее время в связи с санкциями Евросоюза и принятыми Россией ответными мерами. Об этом заявил в четверг в интервью ТАСС посол республики в РФ Эмиль Брикс.
"До недавнего времени экономические связи между нашими странами развивались по восходящей, - отметил дипломат. - Практически каждый год мы отмечали рост товарооборота, который в 2013 году превысил 6 млрд евро. Однако в прошлом году произошел спад. Объем австрийского экспорта в Россию уменьшился в первом полугодии 2014 года на 12%, а импорт сократился на 9%. Ответные меры российской стороны в сфере импорта сельскохозяйственной продукции оказались довольно болезненными".
Тем не менее действовать ради сохранения прибыли в обход обоюдных санкций и экспортировать продукцию в Россию под видом товаров, произведенных в третьих странах, австрийские предприниматели не намерены. "Об этом не может быть и речи", - сказал Брикс.
По его словам, в создавшихся условиях "многие инвесторы чувствуют себя неуверенно, потому что полной ясности относительно дальнейшего развития ситуации ни у кого нет". "Это обусловлено как политическими, так и экономическими причинами, - считает посол. - Вопрос о последствиях взаимного обмена санкциями отходит на второй план. Гораздо важнее сегодня общее состояние российской экономики: как она будет развиваться в ближайшие годы, насколько высокими окажутся темпы ее роста, и будет ли этот рост вообще".
"Российская экономика нуждается в модернизации, и те предприниматели, которые решились содействовать этому процессу, уходить из России не намерены, - продолжил Брикс. - Мне не известно ни одного случая ухода австрийских предпринимателей с российского рынка".
По данным главы австрийского диппредставительства, в настоящее время Австрия с объемом прямых капиталовложений в размере 8 млрд евро занимает 12-е место в списке крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику. На территории России сейчас активно работают около 500 австрийских фирм. Их деятельность довольно обширна и охватывает, в частности, банковскую сферу, строительство, изготовление комплектующих узлов и деталей для автомобильной промышленности, производство машин и оборудования. Значительная часть инвестиций приходится также на долю деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Австрийским инвесторам удалось закрепиться и обеспечить себе стабильное положение на российском рынке во многом благодаря тому, что они активно работают в регионах.
"Помимо традиционных сфер приложения капитала, таких как развитие инфраструктуры и строительство, растущую привлекательность приобретают и более современные направления предпринимательской деятельности, например, создание экологически чистых производств, использование биотехнологий, - добавил посол. - В целом, австрийские предприниматели предлагают услуги там, где считают их наиболее востребованными на российском рынке. Однако в дальнейшем многое будет зависеть также от экономической политики самой России, от решений, принимаемых правительством, от того, где и как государством будут расставлены инвестиционные акценты".
В интервью ТАСС Эмиль Брикс также рассказал о значении политического диалога между Москвой и Веной, пределах раскручивания санкционной спирали и отношении австрийцев к российским туристам.
- В последнее время россияне стали гораздо менее активно ездить за рубеж, что отчасти объясняется стремительным ростом обменных курсов иностранных валют. Как развивается сотрудничество между Россией и Австрией в сфере туризма?
- Российские туристы стали реже ездить в Австрию, и мы это заметили. В течение последних пяти-шести лет динамика была исключительно положительной. Мы отмечали неуклонный рост количества и сроков пребывания россиян в Австрии. Россия вошла в десятку стран, обеспечивающих наибольший приток туристов в нашу страну. Вена и многие австрийские горнолыжные курорты стали делать особую ставку на привлечение российских туристов. Однако сейчас на фоне осложнения экономической конъюнктуры и обвала курса рубля проявились негативные тенденции. В прошлом году турпоток сократился примерно на 8%. Хочется надеяться, что в нынешнем году ситуация не ухудшится, но многое будет, конечно же, зависеть от экономики. С политическими перипетиями это никак не связано. Отношение австрийцев к россиянам на фоне последних событий в целом нисколько не изменилось. Предполагать обратное просто глупо. Мы по-прежнему рады гостям из России, и нам есть что предложить российским туристам в плане обеспечения интересного и незабываемого отдыха в Австрии. Уверен, что даже в условиях сокращения личных доходов не стоит пренебрегать свободой передвижения и отказываться от поездок в другие страны.
- Но визовые барьеры все равно остаются... Не предполагает ли Австрия предоставить россиянам льготы при оформлении въездных виз, чтобы придать дополнительный импульс развитию туризма?
- Австрия является участницей Шенгенских соглашений, которые четко определяют порядок и условия предоставления въездных виз. Все, что мы вместе с другими европейскими странами можем сделать в этой связи, - это избавиться от излишнего бюрократизма и максимально ускорить процесс выдачи виз в интересах заявителей. По прибытии в Москву я поинтересовался в нашем консульском отделе некоторыми цифрами. Выяснилось, что в прошлом году из общего потока было отклонено лишь 0,07% заявлений на предоставление туристической визы. Думаю, что в этом плане улучшать практически нечего. К тому же срок обработки поданных заявлений сократился всего до нескольких суток. Поэтому необходимость получения въездной визы вряд ли можно рассматривать как серьезное препятствие для поездки в Австрию. Гораздо более мощным сдерживающим фактором в этом плане является экономика, в частности, уровень доходов рядовых граждан, а отнюдь не наличие визовых ограничений.
Стоит добавить, что австрийское посольство представляет как краткосрочные, так и долгосрочные визы. Например, бизнесменам, осуществляющим регулярные деловые поездки в Австрию, могут предоставляться многократные разрешения на въезд на период до пяти лет. Это - максимальный срок. С туристами дело обстоит сложнее, но и они могут рассчитывать на получение долгосрочных виз. В любом случае мы стараемся по возможности учитывать пожелания всех, кто к нам обращается. При этом в Москве мы сталкиваемся с самым большим в мире наплывом желающих оформить въездную визу в Австрию. За последние годы эта цифра несколько уменьшилась, но все равно остается достаточно высокой. Так, в прошлом году было обработано почти 86 тыс. заявлений на визу.
- Существует ли между Россией и Австрией доверие на политическом уровне?
- Очень важно доверие и на политическом уровне, и оно требует постоянной работы и диалога. Альтернативы политическому диалогу не существует. Тем, кто сейчас, ссылаясь на кризисную ситуацию, требует этот диалог ограничить, следует напомнить, что даже во времена холодной войны мы поддерживали политический диалог на многих уровнях. Следует также отметить, что санкции, как бы они ни были очевидны и необходимы в нынешней ситуации с точки зрения Евросоюза, остаются лишь средством достижения цели, а не самоцелью. Об этом неоднократно говорили федеральный канцлер и министр иностранных дел Австрии.
Такова наша позиция. Кроме того, будучи нейтральным государством, Австрия имеет несколько большую свободу действий в рамках Евросоюза и активно пользуется этим в политических делах. Разумеется, мы проявляем солидарность в том, что касается соблюдения норм международного права, но, как и другие нейтральные государства Евросоюза, Австрия может воспользоваться своим статусом, чтобы внести позитивный вклад в урегулирование нынешней ситуации.
Австрия не стала предлагать себя в качестве посредника на переговорах между конфликтующими сторонами в украинском конфликте. Это было ни к чему. Нынешние форматы, которые выработаны и используются, видятся мне вполне подходящими. Однако мы с самого начала кризиса говорили также о том, что в Европе есть организация, которая была специально создана для того, чтобы решать такие проблемы, и в которую все мы входим. Это - ОБСЕ, штаб-квартира которой находится в Вене. Мы заинтересованы в том, чтобы все осознали роль ОБСЕ в нынешней сложной ситуации и чтобы потенциал этой организации был задействован в полной мере.
Речь идет, в частности, о налаживании и осуществлении наблюдателями ОБСЕ эффективного контроля вдоль линии разъединения сторон, где бы эта линия ни проходила. К сожалению, пока это невозможно, поскольку никто не может гарантировать безопасность наблюдателей. Кстати, австрийские эксперты тоже работают в составе специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, а австрийские дроны используются для наблюдения за ситуацией вдоль украинской границы. Кроме того, мы также приняли участие в оказании гуманитарной помощи Украине.
В настоящее время Россия и Запад проявляют заинтересованность в том, чтобы найти скорейшее решение украинского конфликта. На мой взгляд, выходом из создавшейся ситуации может стать лишь полное выполнение минских договоренностей, но пока этого не происходит. Необходимо воспрепятствовать тому, чтобы в центре Европы возник новый "замороженный конфликт" и вновь появилось некое подобие железного занавеса. Нам не нужны новые разделительные линии.
- В прошлом году Австрия оказалась единственной из западных стран, которая не отменила и не перенесла намеченный визит президента РФ. Этот визит состоялся и прошел в согласованные сроки. Будет ли практика взаимных визитов продолжена в нынешнем году? Получил ли президент Австрии приглашение принять участие в торжествах по случаю 70-летия Победы в Москве?
- Президент Австрии Хайнц Фишер получил приглашение посетить Москву, но еще не принял решение, воспользоваться этим приглашением или нет. Надеюсь, что ситуация прояснится довольно скоро.
- Должен ли он прежде посоветоваться с главами других государств - членов ЕС?
- В этом вопросе мы не обязаны согласовывать свои действия. К тому же рискну предположить, что полного единства стран - членов ЕС здесь не будет. Но это только предположение. По крайней мере до сих пор никаких согласованных директив не поступало. В остальном есть надежда на то, что в нынешнем году нам удастся продолжить практику взаимных визитов на высоком уровне. Так, наш министр иностранных дел Себастьян Курц намерен воспользоваться приглашением российского коллеги посетить Москву. Сроки визита еще не согласованы. Это предстоит сделать в рабочем порядке.
- Если позволите, еще несколько слов о санкциях. Вы этой темы уже коснулись. Есть ли предел раскручиванию санкционной спирали?
- Согласен, предел должен быть. Но Россия тоже должна понять, что Европа и Запад в целом считают принципиально важным не оставлять без внимания и ответных действий то, что произошло в прошлом году на Украине. Ни у кого не было намерения еще больше "сжать кольцо окружения вокруг России", как здесь это нередко преподносят. Должен прямо сказать, что все эти многочисленные теории заговоров, которые я здесь то и дело слышу, порой просто абсурдны.
Мы обязаны выйти из этой ситуации. Нельзя постоянно подозревать друг друга в каких-то коварных замыслах и желании навредить. Необходимо восстановить взаимное доверие. Это сложно. Евросоюз пока не предусматривает ужесточения санкций. Было лишь принято решение о продлении уже действующих. Но это обусловлено тем, что ситуация на Украине не улучшается, а за последние недели даже ухудшилась. Здесь многое будет зависеть от того, что предпримет российская сторона, чтобы изменить ход событий к лучшему. Минская декларация от 12 февраля 2015 года в этом отношении шаг на пути к доверию, но здесь опять же как в английской поговорке "The proof of the pudding lies in the eating" (Что узнать, каков пудинг на вкус, надо его отведать).
- А как быть с санкциями по Крыму? Ведь полуостров назад никто уже не вернет...
- Есть вещи, по которым торг невозможен. Даже если речь идет о свершившихся фактах. И санкции здесь не при чем. Это вопрос взаимного доверия. Европа и западные страны расценили случившееся как вопиющий случай нарушения территориальной целостности на границе между Востоком и Западом. Реакция была соответствующей и, на мой взгляд, вынужденной. Правда - дочь времени, как говорили древние римляне. Возможно, только через несколько лет мы сможем узнать настоящую правду. Находясь в гуще событий, сделать это очень трудно.
Для восстановления доверия потребуется сделать многое, но начинать придется с небольших шагов. Причем не обязательно в сфере политики. Во времена холодной войны налаживать взаимное общение помогали, например, культура и спорт. Сейчас можно было бы сделать ставку на развитие контактов между представителями гражданского общества. Чем выше будет степень доверия гражданскому обществу, тем эффективнее может быть отдача от такого диалога.