ВАШИНГТОН, 10 июля. /ТАСС/. Администрация США не поддерживает несколько положений законопроекта о военных расходах в 2024 финансовом году, в том числе касающихся российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), противоракетной обороны (ПРО) и разработки новой ядерной крылатой ракеты морского базирования. Об этом сообщило в понедельник Административно-бюджетное управление (АБУ) Белого дома.
"[Американская] администрация настроена на работу с Конгрессом [США] для устранения своих обеспокоенностей, ряд которых изложен ниже", - отмечается в письменном заявлении, которое распространило АБУ.
По оценке Белого дома, потенциальное введение американскими законодателями такого запрета "чрезмерно ограничило бы способность исполнительной ветви власти" отменять решения по ДСНВ, принятые Вашингтоном ранее этим летом. США продолжают отправлять России два типа уведомлений: по пускам баллистических ракет и проведению стратегических военных учений, как это предусматривается остающимися в силе договоренностями Москвы и Вашингтона от 1988 и 1989 годов, напоминает АБУ.
Кроме того, Белый дом подтвердил, что "выступает решительно против" политики расширения системы ПРО США таким образом, чтобы она была предназначена для перехвата межконтинентальных баллистических ракет России и Китая. Осуществление таких замыслов "подорвало бы стратегическое сдерживание США с КНР и Россией <...>", отмечает американское правительство.
По его свидетельству, оно также не поддерживает стремление законодательной ветви власти США заложить в военный бюджет следующего года средства на продолжение разработки ядерной крылатой ракеты морского базирования и предназначенной для нее боеголовки. В принятой в октябре 2022 года новой редакции Стратегии национальной обороны США провозглашается аннулирование программы создания этой ракеты. Кроме того, Белый дом опротестовал желание членов Конгресса сократить ассигнования на утилизацию самого мощного ядерного боезаряда в арсенале США - бомбы B83-1, которую администрация планирует снять с вооружения, учредить пост генерального инспектора, который бы контролировал расходование средств, выделяемых Украине, а также несколько других положений законопроекта.
Документ, который прокомментировал Белый дом, еще не принят Конгрессом. Он пока находится на рассмотрении в Палате представителей. Затем его еще предстоит утверждать Сенату. В случае разночтений законопроект будет дорабатываться в согласительной комиссии. Только после этого он поступит на подпись президенту США Джо Байдену.
Решение России
Президент России Владимир Путин объявил 21 февраля, что Москва приостанавливает участие в ДСНВ, но не выходит из него. Глава государства подчеркнул, что российская сторона, прежде чем вернуться к обсуждению вопроса о продолжении работы в рамках договора, должна для себя понять, как в ДСНВ будут учитываться арсеналы не только США, но и других ядерных держав НАТО - Великобритании и Франции.
Контрмеры США
Как говорится в обнародованном 1 июня заявлении Госдепартамента, Вашингтон принимает контрмеры и прекращает предоставлять Москве данные о статусе и местонахождении своих систем, подпадающих под ДСНВ, а также отзывает визы, выданные российским специалистам для проведения инспекций на американской территории. Кроме того, прекращается передача уведомлений и телеметрических данных о запусках межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).
Согласно условиям договора, каждая из сторон сокращает свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления документа в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1 550 боезарядов на них, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. В феврале 2021 года Москва и Вашингтон продлили соглашение на максимально возможные пять лет.