ВАШИНГТОН, 11 июля. /ТАСС/. США готовы к диалогу с Россией по контролю над вооружениями, но считают, что условия для него еще должны созреть. С таким заявлением выступила во вторник на брифинге для журналистов, отвечая на вопросы ТАСС, заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Бонни Дженкинс.
"Несмотря на все вышесказанное, важно, я считаю, что с американской стороны был подан сигнал о готовности вести обсуждения с Россией. Конечно, ситуация должна созреть для того, чтобы это произошло. Однако думаю, что было важно сделать это заявление", - отметила она, комментируя перспективы двустороннего диалога по контролю над вооружениями и стратегической стабильности в свете недавней программной речи помощника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана.
"Помощник президента по национальной безопасности Салливан говорил о том, что <...> мы готовы вести обсуждения с Россией. Тем не менее мы понимаем, что, разумеется, этому мешают препятствия", - продолжала заместитель главы американского внешнеполитического ведомства. При этом она не подтвердила готовность Вашингтона отказаться от "фундаментально враждебного курса" в отношении Москвы, чего неоднократно требовало в последние месяцы российское правительства для возвращения сторон к переговорам по контролю над вооружениями и стратегической стабильности. "В отношении любых дискуссий в рамках диалога по стратегической стабильности, по новому ДСНВ мы ждем, чтобы Россия действовала добросовестно. Мы ясно дали это понять, заявления [на этот счет] были сделаны нашим руководством", - утверждала Дженкинс.
Новым ДСНВ в США принято именовать заключенный в 2010 году российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. В России его называют ДСНВ и СНВ-3. Президент России Владимир Путин объявил 21 февраля, что Москва приостанавливает участие в ДСНВ, но не выходит из него. Глава государства подчеркнул, что российская сторона, прежде чем вернуться к обсуждению вопроса о продолжении работы в рамках договора, должна для себя понять, как в ДСНВ будут учитываться арсеналы не только США, но и других ядерных держав НАТО - Великобритании и Франции.
По версии замгоссекретаря, российско-американские дискуссии по ДСНВ и стратегической стабильности оказались фактически приостановленными из-за специальной военной операции на Украине. "Это [сложившаяся ситуация] является явным препятствием, поскольку есть большие вопросы о том, действуют ли они [российские власти] сейчас добросовестно", - утверждала американский дипломат. Ни о какой готовности Вашингтона уже сейчас начать хотя бы предварительные консультации с Москвой о дальнейших перспективах режима контроля над вооружениями она не упомянула.
Контрмеры США
Как говорится в обнародованном 1 июня заявлении Госдепартамента, Вашингтон принимает контрмеры и прекращает предоставлять Москве данные о статусе и местонахождении своих систем, подпадающих под ДСНВ, а также отзывает визы, выданные российским специалистам для проведения инспекций на американской территории. Кроме того, прекращается передача уведомлений и телеметрических данных о запусках межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).
Согласно условиям договора, каждая из сторон сокращает свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления документа в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1 550 боезарядов на них, 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ. В феврале 2021 года Москва и Вашингтон продлили соглашение на максимально возможные пять лет.
Заявления Кремля и Белого дома
Выступая 2 июня на ежегодном заседании вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями, Салливан заверял, что США готовы к разработке с Россией соглашения на смену ДСНВ, несмотря на нынешние противоречия.
Как подчеркнул в связи с этим 5 июня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Москва остается открытой к диалогу с Вашингтоном по контролю над вооружениями, но ждет конкретных предложений по дипломатическим каналам.