Глава МИД Ирана: соглашение по ядерной программе достижимо при наличии воли сторон
Основными темами нынешнего раунда переговоров являются спорные технические вопросы будущей ядерной программы ИРИ, а также снятие санкций
ТЕГЕРАН, 15 марта. /Корр. ТАСС Александр Левченко/. Достичь соглашения по ядерной программе Ирана удастся лишь в том случае, если "шестерка" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) проявит такую же политическую волю, какую демонстрирует Исламская Республика.
Об этом заявил в воскресенье журналистам перед началом переговоров в швейцарском городе Лозанна иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф.
"На мой взгляд, если противоположная сторона имеет такую же политическую волю, как Исламская Республика, достичь соглашения будет нетрудно", - приводит его слова иранская телекомпания Press TV.
Глава МИД подтвердил, что основными темами нынешнего раунда являются спорные технические вопросы будущей ядерной программы ИРИ, а также снятие санкций. "Вторая тема, относящаяся к санкциям, предполагает решение вопросов об обязательствах сторон, - отметил он. - Стороны должны уяснить, каким образом санкции будут сняты и какие гарантии их отмены предоставляются соглашением". При этом Зариф подчеркнул важность выработки такого механизма, который бы давал уверенность в том, что все стороны четко следуют обязательствам.
Ранее он подверг критике послание 47 американских сенаторов руководству Ирана с предупреждением о возможном срыве сделки или изменении условий соглашения в будущем при смене администрации США, отметив, что это письмо "не имеет никакой юридической силы и является исключительно пропагандистской уловкой".
"В то время как переговоры еще не закончены, а документ не подписан, некоторые политические круги, оказывающие давление на участников консультаций, настолько боятся даже перспективы заключения соглашения, что прибегают к нетрадиционным методам, беспрецедентным в истории дипломатии", - цитирует агентство Фарс главу МИД ИРИ.
"Я должен довести до сведения авторов один очень важный момент: мир - это не Соединенные Штаты, а межгосударственные отношения регулируются международным правом, а не внутренним законодательством США, - подчеркнул он. - Я хочу просветить авторов письма: если следующая администрация отменит любое соглашение, как они хвастаются, "одним росчерком пера", это станет грубейшим нарушением международного права".
Если удастся достичь договоренности по иранской ядерной программе, это будет соглашение с участием пяти постоянных членов СБ ООН и Германии, одобренное специальной резолюцией Совета Безопасности, а не договором между Тегераном и Вашингтоном, подчеркнул Зариф. В соответствии с нормами международного права, Конгресс США не может "изменить условия соглашения в любое время", поскольку в данном случае даже не потребуется ратификации документа законодательным органом, сказал министр.
Итоги очередных переговоров
Россия отмечает прогресс в переговорах по иранской ядерной программе. Об этом заявил 11 марта на пресс-конференции директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов.
"Удалось добиться значительного прогресса в урегулировании вопросов вокруг иранской ядерной программы", - сказал он.
Продвижение в данном вопросе отметили также глава МИД Франции Лоран Фабиус и госсекретарь США Джон Керри по итогам состоявшихся переговоров с госсекретарем США Джоном Керри.
"Есть прогресс в ряде вопросов, - сказал Фабиус. - Но также сохраняются некоторые расхождения. Поэтому еще предстоит работа".
Госсекретарь США, в свою очередь, выразил убеждение, что на предстоящих 15-20 марта очередных переговорах по иранской проблеме не должно быть спешки.
"Мы хотим твердого соглашения, которое будет гарантировать, что иранская ядерная программа направлена исключительно на мирное использование, - сказал он. - Впереди нас ждет пара критических недель для ведения переговоров. Но мы не видим необходимости в какой-либо спешке, срочности".
Исламская Республика Иран является членом ООН (с 1945), членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ; с 1958) и участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; с 1970). Как член МАГАТЭ, подписавший ДНЯО, Иран имеет право развивать собственную ядерную энергетику. Его деятельность в этой области должна быть прозрачна и протекать под международным контролем, так как, подписав ДНЯО, Иран обязался не производить и не приобретать ядерное оружие, а являясь членом МАГАТЭ, обязан допускать инспекторов этой организации, контролирующих выполнение ДНЯО.
В 2004 г. в Иране были обнаружены центрифуги для обогащения урана, не учтенные МАГАТЭ, что дало повод обвинить Тегеран в стремлении получить собственное ядерное оружие. В связи с этим западные страны предприняли ряд попыток вынудить Иран отказаться от реализации ядерной программы. Сначала переговоры с Ираном вела "евротройка" - Франция, Германия и Великобритания, затем "шестерка" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия), продолжались переговоры с МАГАТЭ.
В 2006-2007 гг. СБ ООН ввел в отношении Ирана санкции (резолюции 1737, 1747), в марте 2008 г. и в июне 2010 г. санкции были ужесточены (резолюции 1803, 1929). С июля 2012 г. в ответ на продолжение развития Ираном ядерной программы эмбарго на импорт иранской нефти ввели страны ЕС.
В 2010 г. в Женеве возобновились переговоры Ирана и представителей "шестерки", приостановленные Тегераном осенью 2009 г.
В 2013 г. Организация по атомной энергии Ирана обнародовала 15-летнюю программу строительства каскада АЭС, для которых было отобрано 16 площадок.
В середине января 2013 г. руководитель ИРИ аятолла сейед Али Хаменеи издал фетву (религиозное постановление), запрещающее ядерное оружие.
С избранием президентом Ирана Хасана Роухани (вступил в должность 3 августа 2013 г.) и назначением на пост министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа переговоры с "шестеркой" стали приносить реальные результаты, которым предшествовал ряд принципиальных заявлений иранских руководителей. Так, Хасан Роухани, выступая по каналу государственного иранского телевидения заявил: "Одно из прав иранского народа - обогащение (урана) на своей земле, конечно, в рамках международных договоренностей, под контролем агентства МАГАТЭ и при условии сохранения мирной направленности". 28 августа 2013 г. министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф на встрече с главами зарубежных дипломатических миссий в Тегеране заявил, что обладание ядерным оружием не может в полной мере обеспечить безопасность ни одного государства. "Исходя из этого, а также религиозных принципов, Иран никогда не пойдет на создание атомной бомбы и не включит обладание ядерным арсеналом в свою оборонную доктрину", заявил тогда министр.
Переговоры Ирана с МАГАТЭ по выработке структурированного подхода к урегулированию спорных вопросов, касающихся иранской ядерной программы, включая предполагаемые исследования в военной сфере, завершились подписанием 11 ноября 2013 г. Соглашения по "дорожной карте" дальнейшего сотрудничества, направленного на обеспечение мирного характера ядерной программы Ирана. В рамках соглашения МАГАТЭ провело инспекцию на ядерных объектах Ирана, в том числе реактора на тяжелой воде в Араке и урановой шахты в Гачине (провинция Хормозган), а также получило доступ к информации о постройке новых ядерных объектов.
24 ноября 2013 г., после нескольких раундов переговоров, было подписано Промежуточное (Женевское) соглашение Ирана с "шестеркой" международных посредников (совместный план действий на 6 месяцев), вступившее в силу 20 января 2014 г. Соглашение подтвердило право Ирана на мирную атомную энергетику, закрепило отсутствие у Тегерана намерений получить доступ к ядерному оружию. Иран согласился на поэтапное сокращение программы по обогащению урана и производству плутония в обмен на частичное ослабление международных санкций. В соответствии с соглашением Иран, в частности, не должен строить и вводить в эксплуатацию реактор на тяжелой воде в Араке, который, в теории, способен производить оружейный плутоний. Стороны также договорились о создании механизма "глубокого международного контроля" по выполнению этих обязательств.
Иран полностью выполнил условия соглашения. В обмен международное сообщество частично сократило санкции против Ирана. Были урезаны односторонние санкции против этой страны, принятые ЕС и США. Соединенные Штаты разморозили иранские авуары в объеме 4,2 млрд долл., которые поступили на счета Ирана.
Стороны договорились о продолжении переговоров с целью заключения окончательного соглашения по иранской ядерной программе к 20 июля 2014 г. Однако им так и не удалось найти компромиссные решения по ряду вопросов. Поэтому срок заключения окончательного соглашения был передвинут на 24 ноября 2014 г.
Стороны не сумели достичь окончательного всеобъемлющего соглашения, как планировали, к 24 ноября и условились продолжить диалог в течение еще семи месяцев, до конца июня. Предполагается, что к концу марта они должны выйти на промежуточную рамочную договоренность.