14 июля 2015, 23:11,
обновлено 12 августа 2015, 13:25
Ситуация вокруг Греции

Греческий кризис и европейская помощь. История вопроса

AP Photo/ Petros Giannakouris

Причины и последствия экономического кризиса в Греции - в материале ТАСС

Греция является членом еврозоны с 2001 г. К началу 2000-х гг. страна имела относительно сбалансированный бюджет (дефицит порядка 5%) и средний размер внешнего долга (около 50 млрд евро или менее 25% ВВП).

Росту госдолга препятствовали высокие ставки по его обслуживанию, в связи с чем правительство с осторожностью привлекало внешние займы. С вхождением в еврозону Греция получила возможность брать более дешевые кредиты в евро, был зафиксирован рост иностранных инвестиций.

На фоне относительной финансовой стабилизации были увеличены зарплаты госслужащим и социальные выплаты.

Темпы роста ВВП Греции достигали 5-6%, безработица составляла порядка 8-10%. При этом начиная с середины 2000-х гг. в Греции ухудшилась собираемость налогов, также Еврокомиссия выявила факты фальсификации официальной финансовой статистики страны.

В результате экономической политики произошла разбалансировка бюджета. Греция как член еврозоны лишилась возможности покрывать дефицит бюджета за счет эмиссии (в еврозоне этим занимается Европейский центральный банк, ЕЦБ), и правительство страны было вынуждено прибегнуть к внешним займам (основными кредиторами стали Франция и Германия).

Первые признаки финансово-экономического кризиса появились в 2009 г., когда дефицит бюджета достиг почти 13% ВВП, а государственный долг превысил 300 млрд евро (115% ВВП). В результате экономика Греция оказалась на грани дефолта, так как не могла платить по ранее взятым кредитам. Опасаясь дефолта, инвесторы стали продавать греческие гособлигации, что существенно осложнило рефинансирование госдолга. По итогам 2009 г. ВВП Греции сократился на 3,3%.

В мае 2010 г. была принята первая европейская программа финансовой помощи Греции. Она предусматривала кредит несколькими траншами от ЕС и МВФ на общую сумму 110 млрд евро на 2010-2012 гг. Греческое правительство в свою очередь, приняло по требованию ЕЦБ, Еврокомиссии и МВФ (так называемой "тройки") программу жесткой экономии, пошло на ряд непопулярных мер, призванных сократить расходы и повысить доходы бюджета. Падение ВВП в 2010 г. достигло 5,4%.

В 2011 г. ситуация в экономике Греции ухудшилась еще сильнее из-за бегства инвесторов в связи с общим кризисом в еврозоне. К середине года госдолг страны составил уже 350 млрд евро (170% ВВП), падение ВВП по итогам года - 8,9%, безработица достигла 15%.

На внеочередном саммите ЕС в октябре 2011 г. было принято решение о предоставлении Греции второй программы помощи в размере 130 млрд евро в 2012-2014 гг. (подписана 1 марта 2012 г.).

Выделение этого пакета помощи было оговорено несколькими условиями, главное из которых - обмен частными инвесторами греческих облигаций на новые с 50-процентной скидкой (с 206 млрд евро до 100 млрд евро; программа ПСИ). Целью было снижение госдолга Греции до 120% ВВП к 2020 г.

Меры экономии для принятия второго антикризисного пакета предусматривали сокращение государственных расходов на 3,3 млрд евро, в том числе уменьшение на 22% минимальной зарплаты с 750 евро до 580 евро в месяц (для молодежи до 25 лет - на 32%, до 490 евро), внедрение единой сетки зарплаты во всех государственных организациях, снижение пенсий на 7-15%, либерализацию рынка труда, сокращение военных расходов на 300 млн евро, а также дополнительную экономию в размере 325 млн евро, которые еще нужно было изыскать в бюджете. Вводился новый график приватизации, предусматривалось проведение налоговой реформы.

В октябре-ноябре 2012 г. Греция, МВФ и ЕС договорились о продлении второго антикризисного пакета до 2016 г. с его расширением на 20 млрд евро. При этом власти Греции одобрили новые меры экономии, предусматривавшие сокращение пенсий на 5-15%, увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет, дополнительные сокращения зарплат у госслужащих.

Планировалось, что с их помощью Греция сэкономит 13,5 млрд евро. Дополнительные меры экономии для выплаты кредитов объемом 2,5 млрд евро были приняты в июле 2013 г. (предусматривали сокращение госслужащих).

После принятия этих мер темпы падения ВВП замедлились до 6,6 в 2012 г. и 3,3 в 2014 г. В 2014 г., по данным Еврокомиссии, был даже зафиксирован рост в 1%. При этом пик уровня безработицы (28%) был зарегистрирован в середине 2013 г., к началу 2015 г. безработица составляла 26%.

Непопулярность мер экономии вызвала массовые протесты в стране и в итоге привела к поражению правящей партии "Новая демократия" на парламентских выборах 2015 г. Новым премьер- министром страны стал лидер Коалиции радикальных левых сил СИРИЗА Алексис Ципрас, который пообещал, что Греция перестанет брать новые кредиты и откажется от мер жесткой экономии.

По состоянию на конец III квартала 2014 г., общая сумма государственного долга Греции составляет, по данным Евростата, 320 млрд евро (175% от ВВП). Всего в 2012-2014 гг. Греция получила от МВФ, ЕС и других источников 162,7 млрд евро. В 2015-2016 гг. потребности страны в кредитах оценивались Еврокомиссией в 20 млрд евро.

К началу 2015 г. Греция вернула около 10 млрд из приблизительно 45 млрд евро кредита, приходившегося на долю МВФ.

4 июня Афины сообщили об отсрочке очередного платежа по кредиту МВФ с 5 до 30 июня. 30 июня страна должна была выплатить 1,6 млрд евро. При этом ведутся переговоры о разблокировке ранее запланированного транша кредита в 7,2 млрд евро от МВФ, ЕС и европейских стран.

Среди условий для выделения кредита - повышение пенсионного возраста до 67 лет и сворачивание дополнительных выплат малообеспеченным пенсионерам, отмена льгот по НДС для греческих островов и повышение налогов для бизнеса. С этими предложениями не согласна правящая коалиция в Греции (СИРИЗА и "Независимые греки").

Требования ЕС

27 июня 2015 года на экстренном заседании Еврогруппы международные кредиторы объявили, что истекающий 30 июня срок действия программы финансовой помощи Греции не будет продлен без согласования плана реформ в этой стране, и Афины не получат отсрочки по выплатам Международному валютному фонду (МВФ) в размере €1,6 млрд. В тот же день премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о проведении экстренного всенародного референдума в начале июля по вопросу о предоставлении кредита.

30 июня Греция не выплатила в установленный срок свой долг перед МВФ, став первым развитым государством, которое допустило дефолт по своим обязательствам перед этой структурой.

5 июля в Греции прошел референдум, на котором граждане страны решали, принять ли правительству или отклонить проект соглашения, представленный Еврокомиссией, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и МВФ на заседании Еврогруппы 25 июня. По итогам плебисцита 61,31% голосовавших высказались против условий соглашения с кредиторами. 

6 июля министр финансов Греции Янис Варуфакис ушел в отставку, объяснив это тем, что некоторые члены зоны евро сочли его присутствие на встречах министров финансов нежелательным. На его место был назначен Эвклидис Цокалотос, ранее занимавший пост первого заместителя главы МИД по международным экономическим связям.

7 июля состоялся саммит еврозоны, который обязал Грецию в течение 24 часа предоставить свои предложения по выходу из кризиса, реформам и официальный запрос на новую программу помощи. Саммит также определил 12 июля как крайний срок переговоров по Греции, за которым может последовать выход страны из зоны евро.

8 июля Еврогруппа получила официальный запрос от Греции на третью программу помощи в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ). 

9 июля правительство Греции представило международным кредиторам план более радикальных реформ, направленных на оздоровление государственных финансов. В обмен Афины надеются на усуступки кредиторов и финансирование на сумму в 53,5 млрд евро на покрытие обязательств по госдолгу до конца июня 2018 года. 

Греческие предложения включают повышение налога на судоходные компании и отмену льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) для греческих островов, на сохранении которых ранее настаивали Афины. Также правительство Ципраса намерено увеличить НДС для ресторанов, провести пенсионную реформу, составить график приватизации государственного имущества.

В ночь на 11 июля парламент Греции проголосовал за предложения, представленные правительством кредиторам. Он также уполномочил кабинет провести по ним переговоры о заключении соглашения о третьей кредитной программе, рассчитанной на три года.

11 июля Еврогруппа (совет министров стран еврозоны) пришла к соглашению, что финанальное решение по Греции должен принимать саммит ЕС. Министры финансов еврозоны представят свои рекомендации саммиту - или запустить третью программу помощи Греции, либо признать, что Афины не в состоянии даже в отдаленной перспективе выплатить свой долг, поэтому страну ждет дефолт и временное или окончательное исключение из зоны евро.

Главным оппонентом начала третьей программы льготного кредитования Греции по линии Европейского стабилизационного механизма выступал главный кредитор Афин - Германия, которая убеждена в том, что ситуация в Греции зашла слишком далеко и новая программа не даст лучшего результата, чем две предыдущие. 

13 июля после 17 часов переговоров саммит еврозоны достиг соглашения по Греции. Были согласованы условия начала переговоров по программе помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM). Объем предполагаемой помощи в итоге может составить от 82 до 86 млрд евро на 3 года. Из них 50 млрд евро будет выделено через специальный фонд для гарантирования третьей программы помощи, а 35 млрд евро обеспечит Еврокомиссия в виде инвестиций в реальную экономику Греции.

Программа помощи должна формироваться на строгих условиях проведения реформ и после одобрения национальными парламентами стран еврозоны, включая парламент Греции.

Также было принято решение о начале обсуждения финансирования Греции на ближайшие три месяца (бридж-кредит - временное кредитование до новой макрофинансовой программы). Скорее всего деньги будут выделены через Европейский фонд финансовой стабильности. Бридж-кредит, согласно источникам, может составить от 7 до 19 млрд евро. Еврогруппа может приступить к конкретной работе по этому вопросу сразу после утверждения парламентом Греции соглашения о реформах.

16 июля греческий парламент принял закон о реформах, которые были согласованы в качестве предварительного условия для начала переговоров между Грецией и другими странами зоны евро о третьей кредитной программе общим объемом от 80 млрд до €90 млрд.

В документе под названием "Срочные меры для проведения переговоров и заключения соглашения с Европейским стабилизационным механизмом" ратифицируется решение саммита еврозоны, состоявшегося 12-13 июля, фиксируются изменения в налоговом законодательстве, в сфере социального обеспечения и страхования и - особенно - ограничение практики досрочного выхода на пенсию.

В этот же день европейский источник сообщил, что  Еврогруппа достигла принципиальной договоренности о бридж-кредите Греции на €7 млрд. 

Достижение соглашения по кредиту стало возможным после утверждения парламентом Греции нового пакета мер жесткой экономии. 

20 июля отделения всех банков открылись в Греции после трехнедельного перерыва, получившего название "банковские каникулы". Тем не менее, контроль движения капиталов сохраняется, поэтому в сутки из банкоматов или банковских касс один человек по-прежнему сможет снять не более 60 евро.

20 июля Греция получила бридж-кредит зоны евро на сумму в €7,16 млрд. Эти средства предназначены для неотложных финансовых потребностей Греции, в первую очередь, на обслуживание внешней задолженности.

22 июля Греческий парламент принял второй закон, необходимый для начала переговоров с международными кредиторами о заключении в ближайшие недели соглашения о третьей кредитной программе.

Закон предусматривает изменения в гражданском процессуальном кодексе, нацеленные на ускорение тянущихся очень долго судебных процессов, меры по продаже с аукционов квартир и домов должников по ипотечным кредитам, а также интеграцию в греческое законодательство директивы ЕС об оздоровлении финансовых институтов.

29 июля в Афинах начался экспертный этап переговоров с миссией "квартета" международных кредиторов (ЕС, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейский стабилизационный механизм (ESM), а также Международный валютный фонд (МВФ) о третьей кредитной программе на 86 млрд евро, рассчитанной на три года.

По словам представителей греческого минфина, в ходе всех переговоров будут действовать рабочие группы для рассмотрения "финансовых и пенсионных вопросов, трудовых отношений и либерализации рынков товаров и услуг".

Министр финансов Эвклидис Цакалотос заявил, что в ходе переговоров Греция "будет выполнять слово в слово решение Еврогруппы и соглашение, достигнутое на саммите (государств- членов еврозоны)".

11 августа представитель министерства финансов Греции сообщил, что Афины и международные кредиторы достигли соглашения по третьей кредитной программе, рассчитанной на три года. Официальный представитель Еврокомиссии Анника Брайдтхардт в свою очередь отметила, что кредиторы и правительство Греции на техническом уровне достигли соглашения по третьей программе финансовой помощи. "Следующий шаг - оценка и принятие соглашения на политическом уровне", - сказала она.

19 августа парламент ФРГ в ходе чрезвычайного заседания дал "зеленый свет" на предоставление новой финансовой помощи Греции.