МИНСК, 11 октября. /ТАСС/. Палата представителей Национального собрания Белоруссии приняла в первом чтении законопроект, закрепляющий особую роль Белорусской православной церкви и историческую роль Католической церкви, передает корреспондент ТАСС из белорусского парламента.
Внесенный Совмином проект закона предполагает изложение в новой редакции принятого в 1992 году закона "О свободе совести и религиозных организациях". В преамбуле проекта постулируется право каждого на свободу совести, вероисповедания и равенство религий перед законом. При этом закон определяет правовые основы деятельности религиозных организаций исходя из "признания особой роли Белорусской православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси религиозных организаций Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама".
"На данный момент в республике зарегистрированы 25 конфессий и религиозных направлений. Общее количество религиозных организаций в нашей стране - более 3,5 тыс. Для белорусского общества всегда были характерны веротерпимость, толерантность, открытость к диалогу, а также отсутствие конфликтов и противоречий на религиозной почве", - сказала журналистам перед заседанием член постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Людмила Здорикова.
На госязыке без политики во внеучебное время
В проекте закона указывается, что государство "не вмешивается в деятельность религиозных организаций" и может строить взаимоотношения с ними путем заключения соглашений, оказывать финансовую, материальную и иную помощь.
"Религиозным организациям запрещается заниматься политической деятельностью, участвовать в деятельности политических партий и оказывать им финансовую и иную поддержку. В местах богослужений не допускаются использование любой символики, кроме религиозной, проведение собраний, митингов <...> и иных мероприятий политического характера, пропаганда войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности", - говорится в документе.
Запрещается деятельность религиозных организаций, направленная против суверенитета Белоруссии, основ внутренней и внешней политики республики, ее конституционного строя и гражданского согласия.
С учетом светского характера образования "в учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций". При этом "учреждения образования <...> могут взаимодействовать с религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа". "Порядок <...> взаимодействия определяется Советом министров Республики Беларусь по согласованию с президентом", - говорится в документе.
Религиозные организации вправе создавать воскресные религиозные школы для детей и группы религиозного просвещения для взрослых. "Религиозное просвещение в воскресных религиозных школах и группах религиозного просвещения для взрослых осуществляется на государственных языках Республики Беларусь", - указано в законопроекте.
Содержание религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов, которые используют религиозные организации, не должны противоречить идеологии белорусского государства. "Ввозимую в Республику Беларусь религиозную литературу <...> религиозные организации должны представлять уполномоченному по делам религий и национальностей для определения целесообразности проведения государственной религиоведческой экспертизы", - говорится в проекте.
"Запрещается распространение религиозной литературы [вне установленных законом мест], в том числе путем раздачи по многоквартирным жилым домам и общежитиям, одноквартирным <...>, дачным домам, в общественном транспорте и на объектах его инфраструктуры и т. д.", - указано в документе.
Регистрация и ликвидация
Законопроект предполагает изменение порядка регистрации религиозных организаций. В частности, для создания республиканского религиозного объединения хотя бы одна из входящих в его состав общин должна функционировать на территории Белоруссии не менее 30 лет. При этом в составе объединения должно быть не менее 15 религиозных общин, действующих во всех регионах республики. Местное религиозное объединение может быть образовано из не менее чем 10 религиозных общин, действующих в одном или нескольких регионах. Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Белоруссии, постоянно проживающий в республике. "Создание религиозных организаций в государственных органах (организациях), воинских частях, а также в учреждениях образования запрещается", - указано в проекте закона.
В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано, в том числе, по итогам религиоведческой экспертизы, порядок назначения и проведения которой определяется Совмином.
Религиозная организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей или суда. Законопроект расширяет перечень оснований для ликвидации религиозных организаций. В их числе - деятельность, противоречащая основным направлениям внутренней и внешней политики государства, действия, наносящие ущерб здоровью граждан и общественной нравственности.
Ранее зарегистрированные религиозные организации в течение года поступления закона в силу должны привести свои уставы в соответствие с ним и пройти перерегистрацию либо принять решение о ликвидации.