Россия и КНР создали новый образец отношений между крупными державами, тогда как Соединенные Штаты "по-прежнему неправильно воспринимают Китай", заявил глава китайского МИД Ван И на ежегодной министерской пресс-конференции на полях парламентской сессии.
Министр также прокомментировал позицию Пекина по тайваньскому вопросу, ситуации вокруг Украины, палестино-израильскому конфликту, многополярности в мире и другим темам международной политики.
ТАСС собрал основные тезисы Ван И.
Новые перспективы отношений РФ и КНР
- Ван И прокомментировал российско-китайские отношения практически в самом начале пресс-конференции.
- Товарооборот между странами в 2023 году достиг рекордных $240 млрд, заблаговременно преодолев планку в $200 млрд, установленную на 2024 год. Наличие российского газа в тысячах домохозяйств КНР и китайских авто на улицах городов России "в полной мере демонстрирует сильную устойчивость и широкие перспективы сотрудничества" двух стран.
- Развитие отношений Москвы и Пекина - стратегический выбор, основанный на фундаментальных интересах российского и китайского народов.
- Два государства создали новый образец отношений между крупными державами. С 75-летней годовщиной установления дипломатических отношений и началом перекрестных годов культуры двух стран перед Москвой и Пекином "открываются новые возможности". Китай готов взаимодействовать с Россией для дальнейшего развития сотрудничества и постоянно укреплять фундамент дружбы между народами.
Недоверие к США
- Пекин хотел бы выстраивать с Вашингтоном стабильные отношения на принципах взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества.
- На "историческом" американо-китайском саммите в Сан-Франциско в ноябре 2023 года президент США Джо Байден обещал не стремиться к новой холодной войне, не менять политическую систему КНР, не укреплять альянсы против Пекина и не поддерживать "независимость Тайваня". Эти обещания не были выполнены, а в Белом доме "по-прежнему неправильно воспринимают Китай".
- Соединенные Штаты "всегда говорят одно, а делают другое". Их власти не уверены в себе, так как "начинают нервничать и тревожиться" всякий раз, когда слышат о Китае.
- Пекин призывает Вашингтон совместно работать для продвижения двусторонних отношений по пути стабильного, здорового и устойчивого развития.
Красная линия по тайваньскому вопросу
- Продвижение идеи "независимости Тайваня" - самый разрушительный фактор для мира и стабильности в регионе. Политика КНР по этому вопросу предельно ясна: Пекин продолжит искренне стремиться к мирному воссоединению и "никогда не позволит Тайваню отделиться от родины".
- Те, кто стремится к независимости острова, рискуют навлечь на себя огонь. Для Китая неприемлемы официальные отношения других стран с Тайванем - это вмешательство во внутренние дела КНР.
Кризисы на Украине и Ближнем Востоке
- Позиция Пекина по Украине неизменна - все усилия Китая направлены на создание условий для прекращения военного конфликта и проведения мирных переговоров. История показывает, что при затягивании конфликта он может "выйти за рамки воображения" участников.
- КНР поддерживает созыв международной конференции по мирному урегулированию на Украине с равным участием всех сторон.
- Создание эффективной структуры безопасности в Европе возможно в случае соблюдения абсолютно всеми странами Устава ООН и при учете интересов друг друга.
- Пекин призывает остановить боевые действия на Ближнем Востоке, палестино-израильский конфликт является "трагедией для человечества и позором для цивилизации". Китай поддерживает стремление Палестины стать полноправным членом ООН и выступает за подготовку дорожной карты для реализации решения о двух государствах.
БРИКС, глобальный Юг и многополярность
- Расширение БРИКС свидетельствует о подъеме глобального Юга и ускорении развития многополярности в мире, "кардинально меняет карту мировой экономики" и "расширяет фронт мировой справедливости".
- БРИКС не следует рассматривать как вызов. Китай и Россия будут отстаивать в этом объединении, как и в Шанхайской организации сотрудничества, подлинную многополярность. Пекин поддерживает Москву в организации расширенного саммита в 2024 году.