16 марта, 17:42

Telegraph: самолет британского министра, на котором отключилась GPS, не имел защиты от РЭБ

По данным газеты, два бизнес-джета Dassault 900LX военного командования и королевской семьи, было решено не оснащать многочисленными защитными системами, чтобы сэкономить более $250 млн

ЛОНДОН, 16 марта. /ТАСС/. Самолет министра обороны Великобритании Гранта Шэппса, на котором отключилась система GPS во время пролета рядом с Калининградом, не был защищен от воздействия средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ради экономии средств. Об этом сообщает британская газета The Daily Telegraph.

Ранее на этой неделе то же издание сообщило, что пилоты лишились доступа к GPS в среду, когда самолет с главой британского оборонного ведомства Грантом Шэппсом на борту летел в Польшу мимо Калининградской области, а затем возвращался назад тем же маршрутом. Источник издания в ведомстве утверждал, что этот инцидент якобы напрямую связан с РФ, конфликтом на Украине и "секретностью вокруг Калининграда". Хотя британские СМИ указывали на отсутствие ясности в вопросе о том, был ли самолет министра целью российских систем РЭБ или же случайно попал в зону их действия, собеседник The Daily Telegraph обвинил российскую сторону в "крайне безответственном" поведении, которое якобы создает угрозу для жизни людей. Официально в Минобороны королевства заявили лишь, что такие ситуации нередко возникают с самолетами в районе Калининграда, а "угрозы безопасности для борта ни в какой момент не было".

Как указывает издание, два бизнес-джета Dassault 900LX, приобретенные в 2021 году для нужд британского правительства, военного командования и королевской семьи, было решено не оснащать многочисленными защитными системами, чтобы сэкономить до £200 млн (более $250 млн). Год спустя это решение было пересмотрено и ожидалось, что уже в этом году самолеты получат собственные средства РЭБ для защиты от ракет и будут оборудованы устойчивой к помехам авионикой военного образца. Необходимые работы не удалось провести в срок, теперь ожидается, что переоборудование обоих бортов завершится в 2026 году.

Поясняя свое решение сэкономить на защите самолетов, предшественник Шэппса на посту главы Минобороны (2019-2023) Бен Уоллес заявил, что их не предполагалось использовать для полетов в потенциально опасные регионы, где необходимо использование военных бортов, обладающих всеми необходимыми средствами защиты. Однако этот подход продемонстрировал свои недостатки, когда после начала обострения на Ближнем Востоке британским министрам вместе с десятком помощников и журналистов пришлось летать в Тель-Авив на тяжелых военных транспортниках Boeing C-17 и Airbus A400M, которые могут взять на борт 200 человек.