Уникальная смесь стилей
Современный Душанбе представляет собой уникальную смесь из советских артефактов, соседствующих с новыми современными многоэтажными зданиями, а также дворцами в восточном стиле с куполами и богатой отделкой камнем. Далеко не во всех городах бывшего СССР можно увидеть такую картину.
Часть знаковых советских построек, увы, не сохранилась, но, например, на проспекте Рудаки все еще можно увидеть конструктивистское здание Наркома земледелия, где сейчас располагается Министерство юстиции страны. Кое-где еще можно наткнуться на советские лозунги, размещенные на зданиях тех лет. На том же проспекте Рудаки на каскаде из трех жилых домов есть надпись "Да здравствует дружба народов", а чуть дальше по улице стоит построенная в 50-е годы XX века чайхана "Рохат". По соседству с этими зданиями уже стоят современные многоэтажные здания банков из стекла и бетона, а рядом с чайханой строится новый Дом правительства республики.
На здании нынешнего парламента республики в районе площади Дусти можно увидеть барельеф с рабочими и колхозниками, а сразу за ним стоит самое высокое здание столицы — 92-метровые башни "Душанбе плаза". Послания из ушедшей эпохи можно найти и дальше от центра — на проспекте Айни сохранилась станция техобслуживания с огромной надписью "Жигули", а на улице Негмата Карабаева с крыши дома лозунг призывает хранить деньги в сберегательной кассе. Желающим насладиться архитектурой востока стоит обратить внимание на современный Кохи Навруз (Дворец Навруза), это монументальное здание вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Есть на что взглянуть в Душанбе и любителям рекордов — в 2011 году в центре города торжественно открыли флагшток высотой 165 м. До 2014 года он оставался самым высоким в мире, пока не построили еще выше — в Джидде, в Саудовской Аравии. Ценителям необычного нужно посетить мемориальный комплекс "Истиклол" с величественной архитектурной композицией, которую венчает восьмиметровая корона из титана. А если хотите окунуться в старину, то съездите на окраину города — там еще можно встретить традиционные махалли с одноэтажными домиками, выстроенными вдоль узких улочек.
Статус столицы Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР) в составе Узбекской ССР Душанбе получил в 1924 году. Правда, тогда в официальных документах город называли Дюшамбе. Разночтения в названиях, скорее всего, объясняются чьей-то ошибкой. "Вероятно, изначально кто-то написал вместо Душанбе — Дюшамбе. Позже ошибка была исправлена", — рассказывает ТАСС кандидат исторических наук, заведующий отделом новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук (НАН) Таджикистана Абдулло Гафуров.
В те годы Душанбе не выглядел как столица: обычный кишлак без современных коммуникаций, с маленькими глинобитными домами. На их фоне выделялось лишь одно кирпичное здание — так называемый Русский дом, построенный в 1915–1916 годах русскими миссионерами и предназначенный под больницу. В этом здании и разместилось правительство молодой республики. И хотя на территории республики уже тогда были города значительно больше, роль в выборе столицы сыграло местоположение Душанбе.
Как и кем строился Душанбе
Откладывать надолго строительство новых зданий тогда не стали. Из Ленинграда приехал архитектор Петр Ваулин и разработал первые проекты. В 1929 году Таджикская АССР отделяется от Узбекской ССР и становится самостоятельной союзной республикой, а столица получает новое имя — Сталинабад. Тогда же здесь заканчивают прокладку железной дороги и встречают первый поезд.
По проектам талантливого архитектора Ваулина в Сталинабаде построили знаковые здания, сформировавшие облик города: Дом дехканина (впоследствии — театр имени Владимира Маяковского), Дом офицеров, здание Народного комиссариата земледелия, первую публичную библиотеку и другие. Второй русский архитектор, оставивший след в истории новой столицы, — Сергей Кутин. По его проектам в городе возведут здания Главпочтамта и кинотеатра имени Максима Горького, которые до настоящего времени не сохранились и их можно увидеть теперь только на фотографиях — Главпочтамт снесли в 2013 году, а здание кинотеатра до недавнего времени использовалось как офис местного телевидения, однако в 2024 году оно также было разобрано.
В 1936 году в городе появляется постоянное электроснабжение, а к 1940 году на всех улицах имеется освещение. На дальнейшее развитие города повлияла Великая Отечественная война. Находясь в тысячах километров от фронта, Душанбе стал местом для эвакуации десятков предприятий — сюда в те годы переезжают фабрики, заводы, училища и вузы, а вместе с ними и порядка 100 тыс. человек из западных районов СССР, благодаря чему население столицы в 1941 году увеличивается до 200 тыс. человек, рассказывает ученый Абдулло Гафуров. Во время войны здесь открывают 13 госпиталей, куда привозят раненых советских воинов. Уже после Победы многие приехавшие сюда во время войны остались жить в Душанбе, часть оборудования также остается в столице, что стимулирует развитие экономики и еще больший приток населения.
В 1961 году столице возвращают ее нынешнее название. Стремительный рост численности населения продолжался до конца советского периода — к 1991 году в столице проживало уже более полумиллиона человек. Небольшой спад наблюдался лишь с 1992 по 1997 год во время гражданской войны в уже независимом Таджикистане. После ее окончания число жителей вновь активно растет, и уже в 2021 году столица официально становится мегаполисом с населением более 1 млн человек.
Как школьник и археолог древности нашли
Однозначно сказать, сколько лет живут люди на месте, где сегодня стоит столица Таджикистана, до сих пор не может никто. Намеки на это скрыты под землей — в ходе археологических раскопок ученые установили, что жизнь тут кипела еще несколько тысячелетий назад. "Обнаруженные архитектурные культурные слои подтверждают, что начиная с греко-бактрийского периода до позднего Средневековья на территории современного Душанбе с определенными перерывами люди жили во все времена", — рассказывает Гафуров.
Объяснить, почему же люди обосновались именно здесь, довольно просто — Гиссарская долина со всех сторон окружена горами, укрывающими ее от бурь и непогоды. Такое место, как никакое другое, подходит для жизни в жарком климате. С водой тут также нет проблем: есть две реки — Варзоб и Кафарниган. Если судить по находкам археологов, культура здесь всегда была богатой. Доказательства этому сегодня находятся в музее истории Душанбе, открытом в 2022 году в мемориальном комплексе "Истиклол" в центре столицы. Обнаружить самые ценные экспонаты удалось по счастливому стечению обстоятельств: один случайно нашел школьник, другой был обнаружен во время археологических раскопок.
В своей книге "Душанбе — город древний" ученые Вадим Ранов и Виктор Соловьев писали, что в начале 50-х годов XX века в строящейся столице проводились раскопки вдоль реки Душанбинки (так в столице называют часть реки Варзоб). Руководил ими молодой археолог, которому на тот момент не было и 30 лет, Борис Литвинский. Из-за отсутствия опыта археологи не обратили должного внимания на большое античное городище, а когда спохватились, то было уже поздно — часть его была безвозвратно утрачена и "вместе с мокрой жижей, освобождавшей место для лотков будущего канала Душанбинской ГЭС, уносились бесценные свидетельства далекой жизни". Такое было время — город остро нуждался в электроэнергии, и, как констатируют авторы книги, даже если кто-то бы и забил тревогу, остановить работы по строительству ГЭС вряд ли было бы возможно. Но спасти часть находок все же удалось, в том числе золотую серьгу со сфинксом. Ученые установили, что находка датируется II–I веками до н.э., сейчас она находится в музее.
Рядом с серьгой под стеклом лежит еще одно древнее свидетельство жизни в этих краях — бронзовый позолоченный фалар, деталь сбруи для лошади, который также датируется II–I веком до н.э. Ее в мае 1952 года нашел пятиклассник душанбинской школы №2 Гена Макаров и его друзья, небольшой металлический диск лежал в мокрой глине. "Он помыл находку, и мальчишки увидели на поверхности рельефное изображение юноши. Из далекой глубины веков смотрело на современных мальчишек красивое лицо с чуть тронутыми в полуулыбке губами, прямым носом, большими глазами, подчеркнуто большими, вразлет бровями", — отмечают Ранов и Соловьев в своей книге. Эта находка стала одним из ценнейших экспонатов музея и доказательством тысячелетней истории жизни в этих краях и не раз была представлена на мировых выставках.
Из базара в центр торговли
Вся жизнь поселения этого края уже в нашу эру всегда была неразрывно связана с торговлей. На перекрестке дорог здесь возник базар, где долгое время еженедельно шла торговля всем, что могло пригодиться в хозяйстве. Отсюда и появилось название Душанбе. Лингвисты считают, что это комбинация из двух слов: "ду", что означает "два", и "шанбе" — "суббота". Таким образом, дословно на русский это переводится как "второй день после субботы", иначе говоря, "понедельник". В разных источниках можно встретить и другие, порой весьма причудливые, теории возникновения названия города, однако историки призывают не верить догадкам. "В другие дни торговля шла на иных площадках. Например, в Худжанде до сих пор существует базар "Панчшанбе", что означает "четверг". История возникновения этого названия такая же — тут торговали по четвергам. Это просто старая традиция народов Средней Азии", — объясняет работник музея истории Душанбе и сотрудник НАН Бобомулло Бобомуллоев.
Первое упоминание Душанбе датируется XVII веком. "Первым письменным источником, где упоминается Душанбе как небольшой город, является сочинение Махмуда ибн Амир Вали "Бахр-ул-асрор". Вторым важным источником является составленный в декабре 1676 года ярлык балхского хана Субхан Кули Бахадура на имя русского царя Федора Алексеевича", — рассказывает сотрудник НАН Абдулло Гафуров.
Расцвет и упадок
Душанбе за время своего существования неоднократно менялся — город то расцветал и разрастался, становясь центром экономической и культурной жизни, то приходил в упадок, превращаясь в кишлак. По словам ученого Гафурова, уже в XVI веке здесь был не просто базар, а торговый центр, ставший узловым пунктом распределения товаров по всей округе. С XVIII века Душанбе — город-крепость и приобретает статус центра региона Бухарского эмирата.
А к концу XIX столетия Душанбе вновь приходит в запустение и становится похож на кишлак. "Город Дюшамбе (именно так звучало название в те годы — прим. ТАСС), красиво вытянувшийся по глинистому отвесному берегу Варзоба, ничем не отличается от других городов Бухары и, кажется, не считается торговым центром. Тем не менее он чрезвычайно красив и горделиво щеголяет старою крепостцою с двумя полуразвалившимися круглыми башнями, в которой живет теперь глава города", — отмечал в своих воспоминаниях, опубликованных литературным журналом "Разведчикъ" в 1895 году, бывавший в этих краях русский офицер Борис Литвинов. В это время, рассказывает Гафуров, в городе насчитывалось примерно 500 домов и порядка 4 тыс. жителей.
В начале XX века город начинает разрастаться. Связано это с тем, что сильное землетрясение 1907 года разрушает город Каратаг, расположенный в соседнем регионе, и в итоге территория нынешней столицы вновь становится вторым по значимости центром Восточной Бухары. По данным русского генерала и востоковеда Дмитрия Логофета, в начале XX столетия тут живет уже порядка 20 тыс. человек. "Чуть позже русский экономист Степан Гулишамбаров называет число 28 тыс. жителей, но к 1924 году население города вновь составляло 3,5–4 тыс. человек. Это объясняется тем, что с конца 1920 по 1924 год Душанбе превратился в арену ожесточенного политического единоборства", — рассказывает Гафуров.
Город как поле боя
Февральская революция 1917 года, которая привела к падению монархии в России, сильно повлияла и на Бухарский эмират, в составе которого тогда находился Душанбе. В эмирате в этом же году начинаются революционные выступления, и будущая столица Таджикистана становится местом ожесточенных боев между сторонниками сохранения эмирского режима и Красной армией. Город, в тот момент уже снова кишлак, не раз переходит из рук в руки, в него в 1920 году бежит последний эмир. Однако пребывание его в городе было недолгим, уже в 1921 году ему приходится покинуть Душанбе из-за наступления Красной армии.
С побегом эмира связана одна из городских легенд. Покидая Душанбе под натиском красноармейцев, при переходе реки Кафарниган Саид Алим-хан бросил свой гарем, рассказывает Гафуров. Его захватили, однако что делать с таким трофеем, сразу решить не смогли. "Отправили телефонограмму в Ташкент. Оттуда было получено распоряжение — раздать красноармейским мусульманам, после чего некоторые русские солдаты приняли ислам, чтобы тоже жениться на девушках из гарема", — продолжает ученый.
В начале 1922 года город покидают уже красноармейцы и его берут басмачи под руководством Энвера-паши. Новым хозяевам также не удается надолго задержаться в Душанбе, и уже в июле того же года басмачей вновь прогоняет Красная армия. Устанавливается советская власть. Второй приход красноармейцев в город связан, как отмечает Гафуров, с не менее примечательной историей. "Первым председателем города Душанбе после установления советской власти был Мирзо Саид Абдуллаев. На самом деле это был русский парень, изменивший свои имя и фамилию, ранее работавший писарем у гиссарского бека", — рассказывает он.
Будущее города
В 2017 году в столице был принят новый генплан, в соответствии с которым высотной застройки станет больше, а старой советской — меньше, появятся новые многоуровневые дорожные развязки и прочие атрибуты современного города, который продолжит расти и развиваться.
Душанбе постоянно меняется. Люди, которые были тут 10 лет назад, приезжая в город, сейчас не могут узнать те улицы, по которым гуляли, и зачастую не могут найти дома, которые когда-то видели. Ведут ли эти изменения к лучшему или нет — об этом продолжат спорить историки и градозащитники.
Неизменными в столице остаются несколько вещей — весь город из года в год продолжает утопать в зелени, на одних и тех же клумбах почти каждую неделю появляются новые цветы, а на фоне новых и старых зданий почти из любой точки видны горы, которые, как и сотни лет назад, продолжают закрывать его со всех сторон от бурь и непогоды.
Андрей Грязнов, Бунафша Одинаева
ТАСС выражает благодарность Институту истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана за помощь в подготовке материала