8 мая, 18:34

Эксперты считают, что Венгрия стала форпостом Китая в Европе

Член Международного дискуссионного клуба "Валдай" Габор Штир отметил, что у КНР установились с Венгрией самые хорошие отношения из всех стран Евросоюза

БУДАПЕШТ, 8 мая. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Венгрию имеет не только экономическую, но и важную политическую составляющую. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом ТАСС член Международного дискуссионного клуба "Валдай", венгерский политолог Габор Штир.

"Без геополитики экономика не работает", - подчеркнул эксперт. Он отметил, что у Китая установились с Венгрией самые хорошие отношения из всех стран Евросоюза и экономические связи между двумя странами развиваются быстрыми темпами. "Венгрия стала китайским форпостом в ЕС", - добавил Штир.

По его мнению, это крайне важно для Пекина, поскольку он заинтересован в расширении торговли с Евросоюзом и сохранении для себя европейского рынка, но есть силы, которые стремятся этому помешать. "США делают все для того, чтобы заблокировать отношения между Китаем и Европой", - сказал политолог.

В то же время Китай является источником крупных инвестиций в экономику других стран, и в Венгрии их объем за последние 10 лет превысил €20 млрд. По словам Штира, в этом смысле визит Си Цзиньпина в Будапешт можно считать сигналом иностранным партнерам: "Кто будет поддерживать с нами хорошие отношения, тот может рассчитывать на наши инвестиции".

При этом политолог отмечает, что Китай стремится внести разногласия в отношения между членами ЕС, рассчитывая на поддержку со стороны не только Венгрии, но и в определенной мере Франции, которая в меньшей степени, чем другие, подвержена определенным "трансатлантическим настроениям". "Важно, что Си Цзиньпин не поехал в Брюссель, а поехал в Париж, и главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен пришлось отправиться туда, чтобы принять участие во встрече с ним вместе с президентом Франции Эмманюэлем Макроном", - добавил эксперт.

Китаю нужны рынки

Тамаш Матура, специалист по Китаю из будапештского университета Корвина, отметил в интервью интернет-изданию Telex, что "Венгрия выделяется в Евросоюзе своей прокитайской политикой в условиях все более холодных отношений между ЕС и КНР". По его словам, это отражается на положении в венгерской экономике, где китайские компании расширяют свои капиталовложения.

Эксперт также заявил, что, "поскольку Венгрия является членом Евросоюза, ее значение для Китая в качестве партнера превышает ее реальный вес". В то же время, чтобы не допустить ухудшения экономических отношений с Брюсселем, где, например, собираются рассматривать ограничительные меры против китайских электромобилей, Пекину требуется расположение крупных европейских государств, добавил Матура.

Он обратил внимание на трудности в экономике КНР, вызвавшие сокращение внутреннего спроса и негативно повлиявшие на прогнозы в области экономического роста. По оценкам экспертов, которые недавно привело издание Nikkei Asia, рост ВВП страны в 2024 году может оказаться ниже уровня 5%, спрогнозированного в марте на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва. Агентство Fitch подтвердило в апреле долгосрочный кредитный рейтинг Китая на уровне A+, но ухудшило прогноз со "стабильного" до "негативного".

Дорога в Пирей

Как сообщила официальный представитель правительства Венгрии Эстер Витайош, дальнейшее развитие экономического сотрудничества между двумя странами станет одной из главных тем, которые будут обсуждаться в ходе визита председателя КНР 8-10 мая. По ее словам, в 2023 году Китай был девятым по значимости торговым партнером Венгрии и первым - среди неевропейских государств.

Крупнейшими из таких инвестиционных проектов считаются строительство аккумуляторного завода китайской компании CATL в Дебрецене (его стоимость оценивается в €7,3 млрд) и автомобильного завода компании BYD в Сегеде (по некоторым данным, его стоимость составит €5 млрд).

В рамках китайской инициативы "Один пояс - один путь" КНР осуществляет инвестиции в строительство железной дороги между Будапештом и Белградом, которая сократит время в пути между двумя городами с восьми до трех часов. Проект вызвал нарекания ЕС, поскольку в свое время на него не был объявлен открытый тендер, и затянулся, однако сложности были преодолены. "Мы можем с удовлетворением отметить, что модернизация железнодорожной линии Будапешт - Белград в целом продвигается надлежащими темпами", - заявила Витайош.

Предполагается, что к 2026 году она станет частью скоростной магистрали для доставки грузов, которая протянется через всю Центральную и Южную Европу к греческому порту Пирей. Как отмечают венгерские эксперты, мощности в этом торговом порту контролируются китайской компанией COSCO, одним из мировых лидеров в области контейнерных перевозок.