ГОНКОНГ, 21 мая. /ТАСС/. Гибель президента Ирана Эбрахима Раиси не отразится на отношениях страны с Китаем и другими союзниками. Об этом пишет гонконгская газета South China Morning Post со ссылкой на экспертов.
"Маловероятно, что перемены на посту президента Ирана отразятся на связях между Пекином и Тегераном в целом, так как здоровые отношения [с КНР] являются частью национальной политики Ирана", - заявил профессор Института изучения Ближнего Востока при Шанхайском университете международных отношений Фань Хунда. Он также отметил, что в структуре власти Ирана президент является исполнителем национальной политики и наделен меньшей властью по сравнению с руководителем Али Хаменеи.
По мнению старшего научного сотрудника Школы международных исследований имени С. Раджаратнама при Наньянском технологическом университете Джеймса Дорси, внешняя политика Ирана по-прежнему продолжит фокусироваться на России, Китае, странах глобального Юга, а также на таких союзниках на Ближнем Востоке, как "Хезболлах", йеменские хуситы и некоторые вооруженные формирования в Ираке. "Иран за более чем 45 лет с Исламской революции уже доказал, что он очень устойчив. Он абсорбировал множество крупных толчков, и система не прогнулась под них", - добавил Дорси. "Переход власти четко прописан в конституции, и, вероятно, именно так все и произойдет", - пояснил аналитик.
Научный сотрудник Академии социальных наук Китая Инь Ган выразил уверенность, что значительных изменений в расстановке сил в регионе не ожидается. Эксперт подчеркнул, что считает маловероятными какие-либо попытки со стороны Израиля или арабских стран воспользоваться ситуацией для провокаций против Тегерана.
По мнению исследователя Ближнего Востока из Шанхайского университета международных отношений Вэнь Шаобяо, управляемый рост напряженности в регионе не исключен. "Для того чтобы выиграть больше голосов на президентских выборах, консервативные силы в Иране могут решить усилить трения в регионе, например обострив конфронтацию с Израилем или повлияв на хуситов, чтобы они атаковали корабли в Красном море", - приводит его слова газета. Как утверждает он, может произойти и обратное: с уходом такого сторонника жесткой линии, как Раиси, политика Тегерана в регионе может несколько смягчиться.
В то же время он указал, что произошедшее не отразится на отношениях Китая и Ирана. "Тегеран быстро заполнит вакуум власти, и Хаменеи также демонстрировал возможности в управлении политическим ландшафтом", - добавил Вэнь Шаобяо.