Доклад: бывший генсек ООН Хаммаршельд не был застрелен после авиакатастрофы 1961 года
Эксперты признали, что самолет бывшего генсека мог быть сбит с воздуха
ООН, 6 июля. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Бывший генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд не выжил в авиакатастрофе 1961 года, а информация о том, что он был застрелен уже после крушения, не имеет под собой оснований. Об этом говорится в обнародованном докладе независимой комиссии, на протяжении нескольких недель изучавшей новые данные, касающиеся обстоятельств смерти шведского дипломата, возглавлявшего всемирную организацию в 1953-1961 годах. При этом эксперты признали, что самолет бывшего генсека мог быть сбит с воздуха.
Хаммаршельд и 15 его спутников погибли в ночь с 17 на 18 сентября 1961 года в авиакатастрофе близ Ндолы (в то время - территория Северной Родезии, а ныне - Замбия, - прим. ТАСС). Дипломат направлялся на переговоры с лидером сепаратистов в конголезской провинции Катанга Моизом Чомбе. Обломки самолета "Дуглас ди-си-6" (регистрационный номер SE-BDY) были найдены в 15 километрах от аэропорта. Выдвигались разные версии катастрофы, однако точная причина так и не была установлена.
В докладе подчеркивается, что эксперты оценили как "ничтожную доказательную ценность" опубликованной в 2005 году информации, "согласно которой во лбу Хаммаршельда было круглое отверстие, пробитое пулей". "Новые дополнительные утверждения о том, что двое наемников (Сванепул и Колин Джон Купер) застрелили Хаммаршельда после крушения, не имеет какой-либо доказательнои ценности", - говорится в документе. Скептически отнеслись специалисты и к информации о том, что SE-BDY был сбит "по приказу ЦРУ", и о том, что его намеренно разбили бельгийские пилоты.
В то же время, комиссия признала "умеренной доказательную ценность" другой новой информации, согласно которой самолет Хаммаршельда был сбит с воздуха. Эксперты для подтверждения этой гипотезы привели показания девяти новых очевидцев, заявивших о том, что в тот момент, когда SE-BDY заходил на посадку, в районе аэропорта в воздухе находилось "более одного самолета". Некоторые находившиеся в воздухе летательные аппараты, по их словам, были реактивными. Кроме того, свидетели утверждали, что самолет Хаммаршельда "загорелся до того, как ударился о землю, и что он был обстрелян или еще каким-то образом атакован другим находившимся там самолетом".
Не исключили эксперты и то, что "усталость экипажа сыграла определенную роль", и человеческий фактор стал причиной крушения самолета. В докладе указывается на возможную достоверность и того, что сообщения, которые Хаммаршельд во время поездки отправлял с шифровальнои машины CX-52, "перехватывались Агентством национальной безопасности США и, возможно, другими разведывательными службами". "Группа оценила эту информацию как имеющую умеренную доказательную ценность", - говорится в докладе. При этом эксперты подчеркнули, что "это направление расследования еще не исчерпано".