27 июня, 10:30
Статья
Посол России в Болгарии Элеонора Митрофанова. Максим Григорьев/ ТАСС
Посол России в Болгарии Элеонора Митрофанова

Российский фактор активно используется в болгарском внутриполитическом дискурсе как некое "пугало", а в отрицательных событиях ищется "русский след". Об этом, а также о периодах конструктивного сотрудничества двух стран, вкладе СССР в социальное благополучие болгар и итогах июньских парламентских выборов в беседе с корреспондентом ТАСС в связи со 145-летием установления дипломатических отношений рассказала посол России в Болгарии Элеонора Митрофанова.

"Двухсторонние отношения между Болгарией и Россией в настоящее время практически находятся на нуле, но жизнь — она полосатая, поэтому не сомневаюсь, что за нынешней черной полосой обязательно придет белая. История, несмотря на все попытки ее исказить, показывает действительное положение дел в наших двухсторонних отношениях. У России и Болгарии долгая и богатая совместная история, которая уходит корнями гораздо глубже даты установления дипломатических отношений", — сказала она.  

Единая вера, письменность, славянские корни объединяют народы России и Болгарии с давних времен. Именно это и объясняет особую близость, которая сохраняется и в нынешние непростые времена, считает российский посол. "Поэтому очень жаль, что к почти полуторавековому юбилею двухсторонних отношений мы подходим в состоянии фактического противостояния", — отметила Элеонора Митрофанова.

Точка отсчета

7 июля 1879 года, после восстановления болгарского государства, русский дипломатический агент и генеральный консул Александр Давыдов вручил аккредитационное письмо князю Александру Баттенбергу. Эта дата считается официальным началом дипломатических отношений двух стран.  

Продуктивное сотрудничество

Любая юбилейная дата — это прежде всего повод проанализировать пройденный путь, на котором были и периоды продуктивного сотрудничества. В посольстве России отметили сразу несколько таких периодов, первый из которых начался после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Тогда временное Русское гражданское управление под руководством князя Дондукова-Корсакова практически с нуля создало всю систему государственного управления в Болгарии. Это и вооруженные силы, и почтовое сообщение, и банковская сфера, и налогообложение, светское и духовное образование. Что характерно — уже к началу работы первого Народного собрания страны в 1879 году гражданское управление Болгарии в большинстве своем состояло именно из болгар. 

"В этот период речь действительно шла о подъеме страны, а не о некоей скрытой русской колонизации, о которой сейчас здесь довольно часто говорят", — подчеркнула Митрофанова во время разговора.  

Следующий этап исключительно тесного сотрудничества в пользу болгарского государства пришелся на советские годы, которые в Болгарии теперь называют "преступным коммунистическим режимом". А ведь тогда при колоссальной поддержке СССР была проведена масштабная индустриализация страны, развивалось сельское хозяйство, такие передовые отрасли, как электроника, машиностроение и даже космонавтика. Болгарский ВВП в 1946–1986 годы вырос более чем в 14 раз, а ВВП на душу населения — почти в 30 раз. Около 80% промышленных мощностей, свыше трети сельскохозяйственных, до 90% электроэнергетических, 70% от общей протяженности транспортной сети, 80% общей площади жилья, объектов здравоохранения, науки и культуры было создано именно в эти годы и исключительно за счет материально-технических и кадровых ресурсов Советского Союза, предоставленных безвозмездно. И это без учета компенсаций за товарные поставки болгарской продукции в СССР (Союз покупал товары из Болгарии по мировым ценам, а продавал по субсидированным — прим. ТАСС) и демпинговой стоимости советского экспорта в Болгарию. В результате Болгария достигла 28-го места в мире по уровню жизни, а сейчас в рейтинге социального благополучия она занимает 43-ю позицию. 

"В новейшей истории в российско-болгарских отношениях, после развала социалистической системы, также случались периоды подъема. В 2007–2008 годах были достигнуты договоренности о реализации трех крупных энергопроектов — атомной станции "Белене", газопровода "Южный поток" и нефтепровода Бургас — Александруполис. Если бы эти договоренности были выполнены, то Болгария сегодня была бы крупнейшим экспортером энергии, но болгарская сторона от реализации этих проектов отказалась. В 2017–2019 годах тоже наблюдалось потепление — тогда состоялись визиты Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя правительства Дмитрия Медведева в Софию, были визиты президента Румена Радева и [тогдашнего] министра иностранных дел Екатерины Захариевой в Россию", — напомнила Элеонора Митрофанова.

Блоковая дисциплина

Посол России отметила, что после 2022 года весь наработанный багаж сотрудничества был принесен болгарским руководством в жертву блоковой дисциплине. "Официальные контакты не поддерживаются, решение даже насущных, неполитических вопросов, в частности по функционированию дипмиссии, саботируются болгарской стороной. На международной арене София четко придерживается евроатлантических установок, присоединяясь ко всем незаконным ограничительным мерам, введенным против нашей страны Брюсселем и Вашингтоном, и даже проявляя в этом инициативу. Фактор России используется в местном внутриполитическом дискурсе в качестве некоего "пугала", а в любом отрицательном событии в стране ищется "русский след", — прокомментировала Митрофанова. 

Говоря об украинских событиях, дипломат отметила, что Болгария добровольно стала сначала заложником, а потом и опосредованным участником украинского конфликта, который изначально никакого отношения к ней не имел. "Своими действиями София поставила себя в ряды недружественных нам стран. Сложно сказать, насколько здешние элиты осознают опасность эскалации напряжения, однако пока позитивного изменения курса по отношению к России мы не видим. Болгария строго следует указаниям из единого центра", — констатировала она.

Церковный раскол?

Посол России обратила внимание и на напряжение, которое возникло в отношениях между Болгарской православной церковью (БПЦ) и Русской православной церковью (РПЦ) в связи с тем, что несколько иерархов БПЦ участвовали в совместной службе с Константинопольским патриархом Варфоломеем и украинскими раскольниками, представителями так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ).

"Нас также волнует наметившееся церковное противостояние. На мой взгляд, американцы предпринимают все возможные шаги, чтобы БПЦ признала Православную церковь Украины, признала раскольников. Также агрессивно здесь действует "Фанар" (неофициальное название константинопольской патриархии, которая находится в одноименном районе Стамбула — прим. ТАСС), который направляет патриарх Варфоломей. Сейчас он ведет странную политику — привозя с собой на церковные мероприятия раскольников из ПЦУ, несмотря на то, что их не приглашали. Мне судить о происходящем в болгарской церкви очень сложно, она вне нашего влияния. Но мы знаем, что Болгарская и Русская православная церковь — сестры и у них были самые тесные отношения. Напомню, что схизму, которая была наложена на БПЦ греками в 1872 году, по факту сняла именно русская церковь, она же восстановила здесь патриаршество. Русская православная церковь сыграла в восстановлении единства Болгарской православной церкви очень позитивную роль. Надеюсь, что у болгарских владык хватит мудрости, чтобы не допустить нового раскола", — отметила Митрофанова.

Без повода для оптимизма

9 июня в Болгарии прошли досрочные парламентские выборы, и в новый состав парламента 50-го созыва вошли представители семи политических объединений, но политический ландшафт фактически не изменился. Партия "Граждане за европейское развитие Болгарии" в коалиции с Союзом демократических сил стала победителем голосования и в ближайшие дни получит от президента Румена Радева мандат на право формирования правительства. Но есть большие сомнения, что ей удастся получить поддержку 121 депутата в 240-местном парламенте и успешно реализовать этот мандат. Пять из семи политических объединений уже заявили об отказе поддержать победителя и размышляют о возможности составить экспертное правительство, когда придет время третьей, заключительной попытки. 

"После досрочных парламентских выборов в Болгарии ничего значительно не изменилось, мы в этом процессе лишь сторонние наблюдатели и будем работать с тем правительством, которое изберет парламент. При обоюдном желании, если оно появится, шанс на нормализацию отношений есть. Я оптимист по жизни, но думаю, что Болгария, будучи верным членом ЕС и НАТО, будет строго следовать в фарватере мировых тенденций, которые они определяют. Хотелось бы пожелать болгарскому народу удачи. История, несмотря на все попытки ее исказить, показывает действительное положение дел в наших двухсторонних отношениях", — сказала Митрофанова.

Игорь Ленкин