5 ИЮЛ, 00:00

В Иране пройдет второй тур выборов президента

На пост главы исполнительной власти претендуют бывший министр здравоохранения Масуд Пезешкиян и представитель лидера республики в Высшем совете национальной безопасности Саид Джалили

ДУБАЙ, 5 июля. /ТАСС/. Второй тур внеочередных президентских выборов состоится в Иране в пятницу, избирательные участки откроются в 08:00 по местному времени (07:30 мск). Ожидается, что результаты выборов в стране станут известны в первой половине дня 6 июля после подсчета всех голосов.

За президентское кресло поборются 69-летний бывший министр здравоохранения реформист Масуд Пезешкиян и 58-летний представитель лидера Ирана в Высшем совете национальной безопасности республики консерватор Саид Джалили. В первом туре, который прошел 28 июня, Пезешкиян и Джалили набрали 44% и 40% голосов соответственно. Для победы необходимо было набрать больше 50%. Явка составила 40%, что стало самым низким показателем за 45 лет существования исламской республики. По меньшей мере 4% избирательных бюллетеней оказались недействительными.

Политиков в Иране принято условно делить на три лагеря: консерваторов, реформистов и умеренных. При этом представители всех течений считают необходимым укрепление государственного строя республики, в том числе ислама в качестве официальной религии страны.

Оба участника президентской гонки - сторонники экономического роста, социального прогресса и устойчивого развития страны. Пезешкиян выступает за привлечение иностранных инвестиций, диалог с Западом и восстановление Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, ядерной сделки). Экс-глава Минздрава, выходец из иранской провинции Западный Азербайджан, пообещал расширять права женщин и этнических меньшинств исламской республики, критиковал позицию властей по поводу обязательного ношения хиджаба.

Джалили выступает за опору на внутренний потенциал в борьбе с западными санкциями, укрепление вооруженных сил, продолжение внешнеполитического курса погибшего 19 мая в авиакатастрофе президента Эбрахима Раиси: участие в БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), завершение создания зоны свободной торговли Ирана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), углубление стратегического партнерства с Россией и Китаем. Он считает, что США должны понести ответственность за выход из СВПД в 2018 году.

Иранские аналитики отмечают, что даже если в президентской гонке победу одержит реформист, его план упорядочить отношения с Вашингтоном может остаться на бумаге в случае победы Дональда Трампа на выборах президента США в ноябре.

Кого поддержат умеренные?

Из четырех кандидатов, принимавших участие в первом туре, трое представляли крыло консерваторов. Все они позднее высказались в поддержку единственного оставшегося в гонке консерватора Джалили. Поддержал его в том числе набравший в первом туре 14% голосов спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф, который привлек голоса умеренных. При этом ряд сторонников спикера парламента предпочел перейти на сторону Пезешкияна даже после поддержки Джалили со стороны Галибафа. Основные консервативные движения Ирана призвали иранцев голосовать за представителя лидера страны в Совбезе республики.

Суммарно консерваторы набрали в первом туре 56% голосов. По результатам опроса, проведенного иранским аналитическим центром Shenaakht, во втором туре за Пезешкияна готовы отдать голос 52% опрошенных, за Джалили - 48%. Важнейшим станет вопрос - кто из двух кандидатов сможет привлечь голоса умеренных и иранцев, не пришедших на избирательные участки во время первого тура.

Итоги дебатов

1 и 2 июля участники президентской гонки встретились на предвыборных дебатах, которые были посвящены самому широкому кругу вопросов развития государства и обсуждению путей борьбы с негативными последствиями западных санкций. Как отмечает газета Tehran Times, Пезешкиян не оправдал ожиданий своих сторонников, так как во время дебатов часто заявлял о необходимости "посоветоваться с экспертами" и не мог детально раскрыть свою политическую программу. Издание объясняет это неготовностью экс-министра здравоохранения к гонке, так как, по его собственному признанию, он не ожидал допуска к выборам.

В свою очередь Джалили, по оценкам газеты, имеет большой послужной список, уже дважды баллотировался на пост президента. Несмотря на то что на дебатах консерватору удалось подробно и четко изложить свои планы, его высказывания часто носили "исключительно экспертный характер", не всегда понятный для широкой публики. Авторы статьи подчеркивают, что статус, вероятно, одного из ключевых советников администрации Раиси, помог Джалили лучше разбираться в текущих проблемах Ирана.

Согласно Tehran Times, соратники обоих претендентов могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на поддержку кандидатов во втором туре голосования. Экс-президент Хасан Роухани и глава МИД в его правительстве Мохаммад Джавад Зариф, ставший советником Пезешкияна по внешней политике, призвали иранцев голосовать за экс-главу Минздрава. Однако в стране по-разному оценивают политику Роухани и Зарифа: сторонники благодарны за заключение СВПД и налаживание диалога с Западом, ставшее кратковременным, критики обвиняют в согласии ограничить ядерную программу Тегерана без получения от США гарантий по выполнению своих обязательств, что после выхода Трампа из сделки привело к восстановлению санкций. Издание отмечает, что сторонники Джалили из числа ультраконсерваторов, запомнившиеся противоречивыми высказываниями, могут нанести ущерб его репутации.

Отношения с Москвой

Президент России Владимир Путин 4 июля на встрече с исполняющим обязанности главы исполнительной власти исламской республики Мохаммадом Мохбером в Астане на полях саммита ШОС выразил уверенность, что дружественные отношения России и Ирана будут укрепляться вне зависимости от исхода президентских выборов. По словам Путина, Москву и Тегеран объединяет стремление к созданию многополярного мироустройства, соблюдению всех норм международного права, сохранению центральной роли ООН.

Читать на tass.ru
Теги