КИЕВ, 27 июля. /ТАСС/. Конституционный суд Украины начинает рассматривать проект изменений в конституцию, ставший главным камнем преткновения на пути политического урегулирования конфликта на востоке страны.
Проведение конституционной реформы на Украине - одно из базовых требований комплекса мер по урегулированию ситуации в Донбассе, который был одобрен лидерами "нормандской четверки" и подписан сторонами конфликта в Минске 12 февраля.
В соответствии с этим документом Украине до конца 2015 года необходимо принять новую конституцию, предполагающую в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
В Примечании к комплексу мер четко перечислены меры, которые следует осуществить в соответствии с законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (принятом еще в октябре 2014 года). Это амнистия, право на языковое самоопределение, участие местной власти в назначении глав прокуратуры и судов, возможность заключать соглашения с центральными органами власти, создание народной милиции по решению местной власти, невозможность досрочного прекращения полномочий депутатов и избранных на местных выборах должностных лиц.
Под давлением
Тем не менее выполнение Украиной политической части минских соглашений проходит с большим трудом. Каждый шаг в этом направлении Киеву приходится делать под международным нажимом.
19 июня законопроект о внесении изменений в конституцию, наработанный специально созданной на Украине рабочей группой, был представлен членам Венецианской комиссии.
Та подготовила заключение, в котором, по сути, констатировала, что Киев пока не выполнил обязательства, взятые в Минске.
Как отметили европейские эксперты, предложенный проект изменений "не позволяет предоставить особые условия отдельным административно-территориальным единицам (отдельным районам с особым статусом Донецкой и Луганской областей - прим. ТАСС)" и "не обеспечивает конституционную основу" для урегулирования конфликта на Украине.
Венецианская комиссия предложила добавить в конституцию норму о том, что "некоторые категории административных территориальных единиц могут быть созданы принятием соответствующего закона". Эта формула, по мнению комиссии, "откроет в будущем юридическую возможность для реализации минских договоренностей".
26 июня Конституционная комиссия Украины обсудила проект изменений в Основной закон и затем направила документ в Конституционный суд.
Однако потребовался визит помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд, чтобы президент страны Петр Порошенко спустя еще три недели внес в Верховную раду проект изменений в новой редакции, которая отчасти учла замечание "венецианских" экспертов и в какой- то степени приблизила проект изменений к тому, о чем договаривались в Минске.
Отличием от первой редакции стал перенос упоминания необходимости принятия отдельного закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей из переходных положений законопроекта (о внесении изменений в основной закон) в раздел ХV переходных положений конституции.
Голосование за этот проект изменений в Верховной раде проходило в присутствии Виктории Нуланд и американского посла на Украине Джеффри Пайетта. Депутаты в связи с этим заявили о "колоссальном международном давлении" на них.
Нуланд поторопилась объявить о соответствии внесенных Порошенко поправок минским соглашениям. "Украина придерживается своих международных обязательств в рамках мирного плана", - заявил после направления в Конституционный суд проекта документа и сам украинский президент.
Донбасс не согласен
Однако в провозглашенных республиках уверены, что направленные в Конституционный суд поправки не соответствуют минским принципам.
На прошлой неделе ДНР и ЛНР выступили с совместным заявлением, в котором потребовали от Киева внести "в текст конституции описание и прописать постоянную основу особого статуса Донбасса".
Как пояснял Пушилин, это необходимо сделать потому, что "переходные положения носят временный характер и уже через год-полтора утратят силу. Между тем, комплекс мер требует принятия постоянного законодательства об особом статусе".
Другим требованием республик является согласование с ними конституционной реформы. "Пункт 11 комплекса мер (по выполнению минских соглашений - прим. ТАСС) обязывает Украину согласовать конституционную реформу с главами Донецкой и Луганской народных республик. Этого не сделано. Поправки Порошенко даже не были представлены на рассмотрение контактной группы и рабочей группы по политическим вопросам", - заявлял полпред ДНР.
Полностью проигнорированы и выдвинутые еще в мае официальные предложения ДНР и ЛНР по закреплению особого статуса Донбасса в конституции Украины.
В этой ситуации республики по-прежнему намерены "настаивать на развернутых формулировках особого статуса непосредственно в основном тексте конституции Украины, на закреплении в конституции особых прав Донбасса, прежде всего на праве равноправных договорных отношений с киевской властью".
Учитывая, что на действительную реализацию всех этих пунктов соглашений Украине понадобится время, полпреды республик Пушилин и Дейнего поддержали инициативу председателя Европарламента Мартина Шульца сохранить на следующий год действующий формат урегулирования ситуации на Украине, если этого не удастся добиться до конца 2015 года.
Обман очевиден
Действия Киева действительно лишь имитируют выполнение Минских соглашений в политических вопросах, считают эксперты.
Достигнутые договоренности четко и недвусмысленно обязывают Киев внести в Конституцию страны юридические гарантии существования в составе Украины отдельных районов Донецкой и Луганской областей с особым статусом управления, отметил Директор центра политической конъюнктуры РФ Алексей Чеснаков. "Но именно этого и пытается избежать президент Петр Порошенко, внося в одностороннем порядке изменения в основной закон", - подчеркнул он в беседе с корр. ТАСС.
"В результате, - констатирует эксперт, - поправки в Конституцию оставляют за Порошенко возможность в любой момент изменить статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, поскольку предусмотрено, что президент Украины наделяется полномочиями по роспуску местных советов".
"Даже Венецианская комиссия зафиксировала отсутствие в тексте положений, касающихся Донецкой и Луганской территорий, и констатировала, что "проект поправок не обеспечивает конституционную основу для предложений, направленных на урегулирование нынешнего конфликта в Украине", то есть выполнение Минских соглашений", - заметил Чеснаков.
Теперь, по его мнению, Порошенко будет выдавать свои несогласованные с республиками действия и изменения в конституцию за выполнение "Минска-2" и требовать от ДНР и ЛНР отдать под его контроль границу с Россией.
"Республики, конечно, на это не пойдут, поскольку обман очевиден, - указал он. - Урегулирование затянется по срокам и выйдет за пределы 2015 года. При этом принципы "Минска-2" останутся незыблемыми. Ими не будут поступаться ни Германия, ни Франция, ни Россия".
"Нормандская четверка" рекомендует
В состоявшемся в конце прошлой недели телефонном разговоре лидеры "нормандской четверки" (президенты РФ Владимир Путин, Франции - Франсуа Олланд и Украины - Петр Порошенко и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель), обсудив ситуацию в Донбассе, подчеркнули необходимость "особое внимание уделить политическому процессу".
"В особенности важно достигнуть прогресса относительно запланированных на осень местных выборов.., а также относительно статуса контролируемых сепаратистами областей", - отметила заместитель официального представителя кабмина ФРГ Кристиане Виртц.
"Главы государств приветствовали намерения сторон обсудить местные выборы и режим децентрализации в рамках рабочей группы по политическим вопросам 28 июля", - отмечается в коммюнике Елисейского дворца.
Владимир Путин, как сообщила его пресс-служба, вновь подчеркнул, что устойчивое всеобъемлющее урегулирование внутриукраинского кризиса невозможно без налаживания Киевом прямого диалога с представителями Донбасса. "Президент России призвал украинскую сторону четко следовать букве и духу минского комплекса мер. В частности - согласовать с ДНР и ЛНР и ввести в действие на постоянной основе законодательное оформление особого статуса соответствующих регионов и закон об амнистии, а также определить модальности и порядок проведения местных выборов", - отметили в Кремле.