Минобороны Швеции: найденная затонувшая подлодка является российской субмариной "Сом"
Корабль мог затонуть в результате столкновения со шведским судном в 1916 году, во время Первой мировой войны и до Октябрьской революции, говорится в пресс-релизе ведомства
СТОКГОЛЬМ, 28 июля. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Найденная на минувшей неделе у берегов Швеции подводная лодка является затонувшей в 1916 году российской субмариной "Сом".
Об этом сообщило министерство обороны Швеции.
"С большой вероятностью речь идет о российской подлодке "Сом", затонувшей в результате столкновения со шведским судном в 1916 году, во время Первой мировой войны и до Октябрьской революции", - говорится в пресс-релизе ведомства. Эксперты минобороны полагают, что конструкция субмарины и видимые на корпусе названия подкрепляют гипотезу о российском происхождении затонувшего судна. Чтобы быть полностью уверенным в этом, необходим технический анализ, но ведомство не видит необходимости в его проведении.
Эта подлодка - "дело военных историков или морских археологов, когда данное место может получить статус воинского захоронения", отметили в ведомстве. Минобороны уведомило правительство о результатах анализа.
О "подводной войне" во время Первой мировой читайте в спецпроекте ТАСС
Обнаружение подлодки
Ныряльщики шведской компании Ocean X-team обнаружили затонувшую подлодку на прошлой неделе в Балтийском море, в более чем 2,7 километрах от восточного побережья Швеции, между материком и Аландскими островами. Длина подлодки - 20 метров, ширина - три метра.
Никаких повреждений на корпусе подлодки не обнаружено, все люки задраены. В связи с этим шведы полагают, что команда не смогла покинуть корабль.
Подводная лодка "Сом" - экспериментальная, затем головная в серии субмарина, разработанная под руководством американского инженера Артура Леопольда Буша. Построена в 1901-1902 годах по проекту Holland VIIR на верфи Crescent Shipyard в Элизабете, шт. Нью-Джерси, США.
Заложена в 1901 году под именем Fulton, спущена на воду 2 июня 1901 года. До 1904 года в рекламных целях проходила испытания в США. 28 апреля 1902 года вышла в Чесапикскую бухту, где произошла авария - на борту лодки из-за электрической искры взорвался скопившийся в прочном корпусе "гремучий газ" (смесь водорода и кислорода). В результате ожоги и отравления получили командир, четверо подводников и австрийский морской офицер.
28 апреля 1904 года при посредничестве товарищества Невского судостроительного и механического заводов (Санкт-Петербург) была приобретена Российским императорским флотом.