16 сентября, 11:41
Статья
Покушение на Дональда Трампа

"Второе покушение на Трампа - более чем тревожный симптом". Впечатления обозревателя ТАСС

REUTERS/ Marco Bello

Политический обозреватель ТАСС Андрей Шитов делится первыми впечатлениями от случившегося.

В США расследуется новое покушение на бывшего и возможного будущего президента страны республиканца Дональда Трампа. Политик цел и невредим, злоумышленник задержан, на месте происшествия - в кустах у металлической сетчатой ограды флоридского гольф-клуба Трампа - изъяты улики: автомат Калашникова с оптическим прицелом, профессиональная видеокамера и рюкзаки с керамическими пластинами - защитой от ответного огня. Огонь этот открывался одним из агентов Секретной службы США, охраняющей кандидатов в президенты. Действующий президент США демократ Джо Байден и его вице-президент Камала Харрис, соперница Трампа на предстоящих выборах, сделали заявления о недопустимости политического насилия в стране.

  • Первопричина очевидна: пресловутое "трампоненавистничество". Фигура Трампа - источник крайней поляризации в американском обществе: его либо любят, либо ненавидят всеми фибрами души.

Это разительно отличает Трампа от Харрис, подчеркивает контраст между ними. И напоминает о том, что по своему политическому весу и влиянию они до сих пор несравнимы: республиканец - реальный лидер, чью роль и его сторонники, и противники обычно даже преувеличивают; его соперница - пока лишь номинальный местоблюститель во главе Демпартии США. Можно ли в беспрецедентно короткие сроки "раскрутить" ее кандидатуру для избрания президентом страны - один из центральных вопросов предстоящих выборов. Хотя главным таким вопросом я продолжаю считать устойчивость всей политической системы в США, а для нее новая попытка покушения - более чем тревожный симптом.

  • Кому из кандидатов политически выгодна эта попытка, покажет ближайшее будущее. На первый взгляд, больше очков она должна принести Трампу - хотя бы потому, что напоминает о первой попытке покушения на него, совершенной 13 июля в Пенсильвании. Тогда в массовое сознание Америки и всего мира впечатался "иконный", по определению СМИ, образ политика с окровавленным лицом и вскинутым кулаком, призывающего сторонников к продолжению борьбы.

Вместе с тем еще с тех пор как кандидатом Демпартии на выборах был Байден, у политтехнологов США бытует парадоксальное мнение о том, что кандидат, привлекающий себе наибольшее внимание избирателей, проигрывает. Это подтвердилось и на обоих раундах предвыборных дебатов: первый был провальным для Байдена, наглядно выявил его полную немощь и заставил демократов свести его с круга; второй считается проигрышным для Трампа, поскольку напомнил о его собственных недостатках, прежде всего несдержанности, неумении или нежелании сосредоточиваться на главном, склонности вести споры по принципу "сам дурак" (или "сама дура", поскольку во втором раунде демократов представляла уже Харрис).

  • Для имиджа США в целом случившееся, конечно, становится очередным позорным пятном. Охрана сработала лучше, чем в прошлый раз, но покушение вновь напомнило, что американцы склонны сводить счеты и со своими политиками, и друг с другом с помощью оружия. А все и так опасаются, что если итог ноябрьского всеобщего голосования окажется сомнительным и будет оспорен, это может привести к вспышке вооруженного насилия в стране.